поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
текущий номер

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №3 (87) ЗА 2017-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Владимир КОЛМАКОВ, Сергей ПОЛЯКОВ

Интернет-федерализм и его проявления в консолидации либеральных сил России

Феномен интернет-федерализма в строгом соответствии с формальным определением федерализма как концепции государственного устройства уже в настоящем претендует не столько на роль «четвертой власти», сколько на роль параллельного центра власти и принятия решений. Необходимые для этого предпосылки созданы, но процесс пока не в полной мере управляем. В этой связи научная задача, поставленная в рамках данного исследования, предполагает разработку и первичную апробацию научно-обоснованного инструментария измерения и оценки степени консолидации либеральных сил, претендующих на первенство в использовании плодов интернет-федерализма. В частности, данное исследование вводит в научный дискурс понятие «интернет-федерализм», описывает некоторые его характерные черты и позиционирует в контекст традиционного понимания форм политического устройства, идентифицирует либеральное движение в качестве основного стейкхолдера интернет-федерализма, а также предлагает подход к измерению степени консолидации акторов интернет-пространства на основе анализа социальных сетей и Больших данных.

Ключевые слова: анализ социальных сетей, Большие данные, индекс консолидации, интернет, интернет-пространство, интернет-федерализм, «информационные каскады», информация, либерализм, политическое устройство, пространственная экономика, пространство, социальная сеть, уровни власти, федерализм

Страницы 7 — 18

КОЛМАКОВ Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент Кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: vladimirkolmakov@mail.ru
ПОЛЯКОВ Сергей Владимирович, студент юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: truepols@gmail.com


Галина СЕМЕКО

Территориальная реформа 2014—2015 гг. во Франции

Стратегия реформирования системы территориального управления во Франции претерпела существенные изменения в XXI в. Эти изменения были обусловлены новой социально-экономической и политической обстановкой. Задача расширения полномочий органов местного самоуправления и их автономии, которая играла центральную роль в политике децентрализации в конце прошлого века, постепенно уступила место другим приоритетам, таким как упорядочение организационной структуры территориального управления, укрупнение административно-территориальных единиц, повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Соответствующие изменения нашли отражение в недавней территориальной реформе президента Ф. Олланда (2014—2015 гг.). По своим масштабам и значимости преобразований эта реформа сопоставима с самой крупной реформой по децентрализации государственного управления 1980-х гг. Были проведены в жизнь важные решения, касающиеся укрупнения и повышения роли регионов и межмуниципальных объединений (метрополий) в социально-экономическом развитии, разграничения компетенций между органами власти разного уровня. В целом в стратегии реформы 2014—2015 гг. прослеживается не столько курс на децентрализацию, сколько на рецентрализацию государственного управления.

Ключевые слова: административно-территориальное устройство, межмуниципальное сотрудничество, местное самоуправление, территориальная реформа, управление территориальным развитием

Страницы 19 — 32

СЕМЕКО Галина Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук; доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, e-mail: cemeko@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Светлана КОЗЛОВА

Современная государственная земельная политика

Сегодня, когда активно обсуждаются стратегические направления развития экономики России, особую актуальность приобретает вопрос превращения земли в мощный фактор воздействия на экономический рост и социальные преобразования в стране. Оценка сложившейся ситуации и анализ теоретических подходов российских ученых позволяют сделать вывод, что нынешняя земельная политика вредит государственной собственности и слабо защищает права частных собственников. Обзор наиболее обсуждаемых проблем в сфере земельных отношений за последние годы, анализ основных позиций концептуальных программных документов, в т.ч. «Стратегии роста» и доклада по земле в рамках материалов Центра стратегических разработок позволяет выделить основные направления, на реализацию которых должна быть направлена новая земельная политика. Она может быть успешно реализована только в случае, если будет изменена система управления земельными ресурсами страны и улучшены инструменты ее реализации. Главными из них, требующими преобразований, являются: учетно-регистрационная система (кадастр и регистрация прав); разграничение государственной собственности на землю; схемы и проекты территориального планирования, землеустройство; земельно-информационные системы. Как показывает мировая практика, система управления земельными ресурсами в современных условиях становится многоцелевым инструментом, обеспечивающим защиту прав на землю правообладателей, поддержание актуальной базы обо всех объектах налогообложения и их собственниках.

Ключевые слова: государственная собственность на землю, земельная политика, земельные отношения, земли сельскохозяйственного назначения, управление земельными ресурсами

Страницы 33 — 48

КОЗЛОВА Светлана Вячеславовна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая сектором Института экономики РАН, e-mail: svk1020@mail.ru


Илья СОЛНЦЕВ

Эффективность деятельности спортивных организаций

Вместе с развитием индустрии спорта и ее коммерциализацией все большую актуальность приобретает повышение эффективности деятельности ее субъектов. Однако помимо экономической эффективности индустрии спорта следует иметь в виду социальные и спортивные результаты деятельности. Автором статьи эффективность данной сферы рассматривается с позиции не только характеристики объема доходов, затрат и прибыли, но и с позиции оценки показателей, отражающих спортивные достижения, а также эффектов, оказываемых на уровень жизни населения, здравоохранение, производительность труда, преступность и т.д. Отдельный акцент сделан на оценку эффективности развития спорта на региональном уровне.

Ключевые слова: критерии эффективности в спорте, оценка эффективности в спорте, факторы эффективности в спорте, эффективность спортивных клубов, эффективность спортивных организаций, эффективность спортивных федераций

Страницы 49 — 62

СОЛНЦЕВ Илья Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: ilia.solntsev@gmail.com

ВОПРОСЫ ПРАВА

Рашад КУРБАНОВ, Асия БЕЛЯЛОВА

Правовые основы и пути развития союзного государства

Союзное государство Беларуси и России — старейшее из ныне действующих интеграционных объединений на евразийском пространстве. Названное государство, несомненно, является одной из «фундаментальных опор» формирующейся архитектуры евразийской интеграции. За 20 лет своего существования Союзным государством проделана огромная работа на пути единения народов Беларуси и России, и еще больше предстоит сделать. В статье особое внимание уделено правовой сфере сотрудничества двух стран — членов Союзного государства. Проведенный анализ позволил выявить как положительные результаты сотрудничества, так и проблемные вопросы. В статье предлагаются возможные пути преодоления существующих проблем.

Ключевые слова: Беларусь, гармонизация, евразийское право, евразийское пространство, законодательство, интеграция, правовое сотрудничество, Россия, Союзное государство, союзное строительство, унификация

Страницы 63 — 78

КУРБАНОВ Рашад Афатович, доктор юридических наук, профессор, директор Института правовых исследований и региональной интеграции; заведующий Кафедрой гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Kurbanov.RA@rea.ru
БЕЛЯЛОВА Асия Мидихатовна, исполняющая обязанности заведующего отделом международного сотрудничества Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mos-ssp@mail.ru


Елена АНДРЕЕВА

Правовое регулирование финансового обеспечения делегированных мандатов методом отчислений

Финансовое обеспечение взаимного делегирования государственных (муниципальных) полномочий субъектов публичной власти представляет собой важнейший правовой институт бюджетного федерализма. Одним из методов, который используется для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении ими переданных государственных полномочий Российской Федерации, является метод отчислений. Однако в настоящее время этот метод является скорее исключением из правила. На примере использования данного метода в сфере образования автор пришел к выводу о возможности расширения областей его применения. В статье содержатся предложения по изменению законодательства, направленные на детальную правовую регламентацию метода отчислений.

Ключевые слова: бюджетный кодекс РФ, бюджетный федерализм, делегированные полномочия, межбюджетные трансферты, образование, образовательная деятельность, субвенция, финансовое обеспечение

Страницы 79 — 86

АНДРЕЕВА Елена Михайловна, кандидат юридических наук, доцент Кафедры финансового права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, e-mail: Elenaandreeva09@mail.ru

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Анатолий ГРЕТЧЕНКО

Ключевые проблемы местного самоуправления в России

Нормативно-правовая база российского местного самоуправления основана на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. В статье рассматривается исторический аспект формирования системы местного самоуправления, ее правовых гарантий на законодательном уровне. Несмотря на развитие федерального законодательства, в вопросах местного самоуправления остается множество нерешенных проблем финансово-экономического, кадрового и нормативно-правового характера. На основе проведенного анализа ключевых проблем в деятельности органов местного самоуправления сформулированы основные направления расширения участия населения в решении вопросов местного значения.

Ключевые слова: вертикаль власти, гражданское общество, демократические ценности, межбюджетные трансферты, местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальный служащий

Страницы 87 — 96

ГРЕТЧЕНКО Анатолий Иванович, доктор экономических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: gai51@list.ru


Владимир МИРОШНИК

Особенности формирования правовой базы местного самоуправления в Кемеровской области

В 90-е гг. конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти в Кузбассе стал тормозом в развитии местного самоуправления. С его преодолением в начале 2000-х гг. была создана полноценная законодательная база и сформирована сама система местного самоуправления. Слаженные действия всех уровней власти позволили Кузбассу выйти из затяжного и глубокого кризиса. Не выходя за рамки федерального законодательства, власти Кемеровской области спроектировали особую модель местного самоуправления. Эта модель обеспечивала последовательное реформирование местного самоуправления. При этом, с одной стороны, органам местного самоуправления законодательно была предоставлена самостоятельность, с другой — полностью сохранился контроль региональной исполнительной власти над всеми процессами в регионе, в т.ч. и по предметам ведения местного самоуправления.

Ключевые слова: законодательная практика, местное самоуправление, областной закон, правовая база, правовое регулирование, региональный закон

Страницы 97 — 112

МИРОШНИК Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент, декан экономического факультета Кемеровского технологического института пищевой промышленности (университета), e-mail: ef@kemtipp.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Сергей ВАЛЕНТЕЙ, Альберт БАХТИЗИН, Анастасия КОЛЬЧУГИНА

Тренды развития экономик субъектов Российской Федерации в условиях снижения цен на нефть и экономических санкций

Резкое падение цен на нефть в конце 2014 г., значительная девальвация рубля, ужесточение экономических санкций на практике доказали справедливость позиции экспертов относительно опасности роста зависимости экономики России от экспорта сырья и импорта технологий. Выявившаяся в последние годы глубина данной зависимости оказалась запредельной. Существует реальная опасность приостановки ряда производств, на которых делалась ставка при модернизации региональных экономик. В этих условиях очевидна потребность в новой стратегии социально-экономического развития, прежде всего отечественной про-мышленности. И одним из ее базовых блоков здесь должны выступить региональные стратегии модернизации. Это потребует оценки ресурсов, которыми обладают для решения данной задачи субъекты РФ, и характеристики трендов развития их экономик. Ответу на последний вопрос посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: региональные экономики, субъекты Российской Федерации, тренды развития, федеральные округа

Страницы 113 — 132

ВАЛЕНТЕЙ Сергей Дмитриевич, главный редактор, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: SValentey@yandex.ru
БАХТИЗИН Альберт Рауфович, член-корреспондент РАН; доктор экономических наук, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН, e-mail: albert@сemi.rssi.ru
КОЛЬЧУГИНА Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: Kolchugina@inecon.ru


Ирина БУКИНА, Людмила ЛЫКОВА

Российская бюджетная система в первом квартале 2017 г.

В I квартале 2017 г. в отечественной экономике наблюдалось восстановление деловой активности на фоне позитивной динамики мировых цен на нефть. Наметившийся рост промышленного производства и внешнеторгового оборота при сохраняющихся невысоких показателях инфляции привели к росту доходов российской бюджетной системы. Наиболее существенно возросли поступления нефтегазовых доходов (вслед за повышением цен на нефть), но ненефтегазовые доходы также возросли. В условиях роста доходов консолидированного бюджета наблюдался и рост расходов, в первую очередь за счет увеличения финансирования расходов на социальную политику и пенсионное обеспечение населения. Несмотря на существенный рост доходов федеральный бюджет по-прежнему сводится с дефицитом, хотя его размеры значительно сократились по сравнению с I кварталом 2016 г. Сохраняется и дефицит системы государственных внебюджетных фондов, в значительной мере определяемый дефицитом Пенсионного фонда России. Консолидированные бюджеты субъектов РФ в I квартале были исполнены с профицитом по общей сумме, однако в различных
регионах ситуация существенно различалась.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджеты системы государственных внебюджетных фондов, консолидированные бюджеты субъектов РФ, консолидированный бюджет, федеральный бюджет

Страницы 133 — 148

БУКИНА Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: bis.email@gmail.ru
ЛЫКОВА Людмила Никитична, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ; главный научный сотрудник Института экономики e-mail: lykoval@inecon.ru


Павел СМЕЛОВ, Елена ЕГОРОВА, Виктория ИЗВАРИНА

Трудовая миграция в Российской Федерации

Миграция населения представляет собой один из важнейших демографических процессов. Она оказывает существенное влияние на изменение структуры населения, а в результате — и на общеэкономические показатели развития страны. Одним из движущих факторов миграции является поиск более привлекательной работы. Именно он, в последние годы, в условиях трансформации российской экономики стал определяющим в миграционных процессах. Вместе с тем экономические сложности переезда на постоянное место жительства в другой регион обусловливают то, что в России определяющее значение имеет маятниковая, или сезонная, трудовая миграция. Многие люди, проживая постоянно в одном регионе, работают в другом, при этом они не меняют регион постоянного места проживания. Данное явление весьма трудно измерить и оценить статистически. В данной работе представлен подход к статистической оценке трудовой миграции в России. Источником информации для исследования стали микроданные. В рамках данного обследования опрашивается один миллион человек, что обеспечивает репрезентативность итоговых данных. В статье представлен статистический анализ трудовой миграции в России, выделены точки притяжения трудовых мигрантов, а также наиболее депрессивные регионы.

Ключевые слова: демографическая экспансия, демография, миграционный прирост, миграция населения

Страницы 149 — 160

СМЕЛОВ Павел Александрович, кандидат экономических наук, доцент, директор Ситуационного Центра Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Smelov.PA@rea.ru
ЕГОРОВА Елена Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: egorova.ea@rea.ru
ИЗВАРИНА Виктория Александровна, специалист Ситуационного центра Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Izvarina.VA@rea.ru

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Джамиль АЛИЕВ

Практика ГЧП в экономических стратегиях субъектов Федерации

Принятие Федерального закона № 172-ФЗ о стратегическом планировании дало мощный стимул дальнейшей активизации работы по формированию стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации. Особенностью этих стратегий ныне выступает особое внимание к институциональным условиям развития экономики регионов, к обоснованию тех институтов и инструментов, которые на деле позволяют реализовать приоритеты региональных стратегий. Особое значение уделяется интеграции в региональные стратегии механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) для достижения приоритетных целей хозяйственного и социального развития территорий. Однако говорить сегодня о полноценной практике стратегирования ГЧП на региональном уровне было бы преждевременно. Реально наличествует целый ряд ограничений, не позволяющих субъектам РФ закрепить в своих стратегиях долговременное предвидение масштабов и конкретных направлений использования ГЧП в хозяйственном и социальном развитии территорий.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционные стратегии регионов, стратегическое планирование, субъекты Российской Федерации

Страницы 161 — 168

АЛИЕВ Джамиль Камил, аспирант Кафедры финансов и цен Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: dzhamil616@gmail.com


Антон ЛАПТЕВ

Борьба с революционной и антивоенной пропагандой в 1914–1916 гг. (на материалах Смоленской губернии)

С началом Первой мировой войны смоленская полиция и жандармерия столкнулись с активизацией революционных и антивоенных элементов в обществе. Военное положение использовали в своих интересах не только революционные организации, но и разведка противника. Массовая агитация и пропаганда в тылу русской армии позволили не только получать разведывательные сведения, но также дестабилизировать состояние русских войск на фронте и в тылу. Активность революционной пропаганды позволила достичь поставленных целей в виде подрыва боеспособности русских войск и массовой сдачи солдат в плен.

Ключевые слова: антивоенная пропаганда, жандармерия, Минский военный округ, Первая мировая война, полиция, революционная пропаганда, Смоленская губерния

Страницы 168 — 175

ЛАПТЕВ Антон Константинович, аспирант исторического факультета Смоленского государственного университета, e-mail: Laptev.ak1990@gmail.com


Дмитрий ФЕДОТОВ

СОСТАВ МИРОВЫХ СУДЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Отмена крепостного права привела в т.ч. к необходимости реформирования судебной системы. Именно в этот период формируется институт мировых судей. В статье рассматриваются особенности социального состава мировых судей Смоленской губернии во второй половине XIX в. Успешная деятельность мировых судов обусловлена эффективной кадровой политикой земств и выборным, демократическим началом. Показан имущественный и образовательный уровень участковых и почетных мировых судей. Прослеживается преобладание среднепоместного дворянства в обеспечении кадрами мировой юстиции.

Ключевые слова: имущественный ценз, мировой суд, образовательный ценз, социальный состав, судебная реформа 1864 г.

Страницы 176 — 182

ФЕДОТОВ Дмитрий Олегович, аспирант Смоленского государственного университета; преподаватель Смоленской академии профессионального образования, e-mail: mr.dmitriy. fedotov.90@mail.ru