поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
гостевая книга
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (88) ЗА 2017-й ГОД

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Владимир ГЛОТОВ, МИХАЙЛОВ

Технические средства и принципы регулирования криптовалют

В современном мире технология BlockChain, так же как и криптовалюты, в качестве формы денежной реализации данной технологии, быстро распространяются и внедряются в различных областях государственного и частного секторов. При этом технология распределенного хранения и обработки данных подразумевает отсутствие централизованного контроля. Подобная децентрализация не всегда удовлетворяет политиков правительств различных стран, которые, как минимум, хотят уберечь собственных граждан от мошенников и препятствовать незаконному финансированию террористов, а как максимум, не хотят неорганизованных денежных потоков, финансирования нелегальных организаций на территории страны. В данной статье будут рассмотрены политики различных стран в области регулирования криптовалют, а также технические аспекты как вводимого регулирования, так и тех регуляций, которые только могут появиться.

Ключевые слова: атаки на криптовалютные биржи, атаки на криптовалюты, безопасность криптовалют, инфраструктура криптовалют, криптовалюта, национальная безопасность, субъекты Федерации

Страницы 7 — 18

ГЛОТОВ Владимир Иванович, кандидат экономических наук, профессор, заведующий Лабораторией финансового мониторинга Института социально-политических исследований РАН, e-mail: professor.ispi.ran@gmail.com


Ирина КАРАВАЕВА

Об эволюционном развитии экономики России в год столетия русской революции

Историческая память, уроки прошлого со всей очевидностью ставят перед нами задачу эволюционного преобразования социальной и экономической структуры страны. Сегодня особо остро чувствуется необходимость не нарушить аметившийся хрупкий баланс социальных и хозяйственных условий существования российского общества. Существует ли возможность при минимальных темпах роста экономики преодолеть этап выхода из рецессии? Приоритетом бюджетной концепции 018—2020 гг. является сокращение дефицита бюджета и снижение темпов инфляции. Однако такая политика не сможет изменить тенденцию стагнационного развития и весьма опасного падения доли России в мировом ВВП. Современная бюджетная концепция не формирует необходимых условий для ускорения темпов роста российской экономики и ее регионов. Более того, она создает ряд угроз для экономической и социальной безопасности страны. Необходимо создание единой системы стратегического бюджетирования, ориентированной на приоритетную задачу финансового обеспечения внутренних факторов экономического роста.

Ключевые слова: государственные программы развития экономики, дефицит, доходы, расходы, реформы, социальные программы, экономическая безопасность, экономический рост, федеральный бюджет, эволюция Февральская

Страницы 19 — 32

КАРАВАЕВА Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник; руководитель сектора экономической безопасности Института экономики РАН; профессор Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ikaravaeva@inecon.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Евгений БУХВАЛЬД

Стратегия малого и среднего предпринимательства до 2030 г. и перспективы ее реализации

Основные задачи государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства связаны с реализацией целевой Стратегии до 2030 года, а также с теми корректировками, которые неизбежно вносятся в эту политику современными трендами развития российской экономики. Сама Стратегия и рабочий план по ее реализации будут оперативно корректироваться по мере утверждения основных документов стратегического планирования, выявления новых отраслевых и пространственных «точек роста» российской экономики. В статье высказывается мнение, что успех Стратегии в равной мере будет определяться тем, насколько «работоспособными» будут аналогичные документы субфедерального уровня, в частности, в плане их интегрированности в стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации и экономически наиболее значимых муниципальных образований.

Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, пространственное развитие, стратегическое планирование

Страницы 33 — 48

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель главного редактора, профессор, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: buchvald@mail.ru


Александра ОДИНЦОВА

Малое и среднее предпринимательство в муниципальных стратегиях социально-экономического развития

Развитие малого и среднего предпринимательства регулируется сегодня совокупностью нормативно-законодательных актов. Оно относится к числу важнейших приоритетов в развитии муниципальных образований. Некрупное предпринимательство обеспечивает пополнение местных бюджетов, способствует развитию конкурентной среды, насыщению местного рынка необходимыми для населения товарами и услугами, является важнейшим источником рабочих мест. В рамках стратегического планирования муниципальные образования разрабатывают программы развития предпринимательства. Вместе с тем недостаток собственных финансовых ресурсов для реализации программ развития МСП приводит к тому, что основная часть муниципальной финансовой поддержки этого сектора осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из средств субфедеральных бюджетов, в т.ч. за счет средств субсидии из федерального бюджета. В работе рассматриваются институциональные формы поддержки МСП, анализируется их содержание и целевые установки.

Ключевые слова: административный контроль, мелкое и среднее предпринимательство, муниципалитеты, муниципальные программы, некрупное предпринимательство, стратегическое планирование

Страницы 49 — 62

ОДИНЦОВА Александра Владимировна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: Aleksod@yandex.ru

ВОПРОСЫ ПРАВА

Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере осуществления международных связей и вопросы разграничения полномочий в этой области между Российской Федерацией и ее субъектами достаточно четко определены Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Иная ситуация сложилась в части правового регулирования международной деятельности муниципальных образований. В результате анализа сферы компетенции муниципальных образований в данной области, а также проблем правового обеспечения международного сотрудничества муниципальных образований делается вывод о том, что существующей правовой базы для реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части осуществления международных и внешнеэкономических связей в настоящее время недостаточно. Требуется принятие нового, единого для регионального и муниципального уровней федерального закона «О координации международных связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, внешнеэкономические связи, еврорегионы, международное сотрудничество, местное самоуправление, муниципальные образования, правовое регулирование, приграничное сотрудничество

Страницы 63 — 74

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: milena-gligic@yandex.ru

ВОПРОСЫ ПРАВА

Галина БЕССТРЕМЯННАЯ

Защита прав интеллектуальной собственности и экономический рост

Анализ зарубежной практики и научной литературы позволяет фиксировать взаимосвязь защиты прав интеллектуальной собственности и показателей экономического роста. Тот же опыт показывает, что необходимыми условиями для экономического роста в условиях развитой системы прав интеллектуальной собственности является инновационная деятельность предприятий и достаточная конкурентность на отраслевых рынках. Анализ вторичных данных ряда опросов инновационных предприятий России в 2014—2017 гг. позволяет высказать гипотезу об отсутствии необходимого уровня инновационной и патентной деятельности вследствие недостаточной конкуренции. С учетом результатов мета-обзора и анализа российских данных, в статье делается вывод, что усиление прав интеллектуальной собственности само по себе не может стать безусловным фактором экономического роста в России.

Ключевые слова: инновации, конкуренция, права интеллектуальной собственности, предприятия, экономический рост

Страницы 75 — 84

БЕССТРЕМЯННАЯ Галина Евгеньевна, кандидат экономических наук, PhD по экономике, старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН; ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе, e-mail: gbesstremyannaya@yandex.ru


Елена ДОБРОЛЮБОВА, Елена КЛОЧКОВА

Международный опыт децентрализации полномочий в сфере государственного управления

Вопросы влияния административной децентрализации на результативность и эффективность государственного управления, качество предоставления государственных услуг и бюджетных расходов находятся в центре внимания зарубежных теоретических и эмпирических исследований. Наряду с положительным влиянием децентрализации на результативность государственного управления в работах зарубежных авторов фиксируются и анализируются риски, связанные с передачей полномочий на субнациональный и местный уровни. В статье на основе изучения зарубежной научной литературы и эмпирических данных обобщены преимущества и недостатки (риски) административной децентрализации, требующие учета при разработке предложений по дальнейшей децентрализации полномочий в российском контексте.

Ключевые слова: децентрализация, качество государственного управления, международный опыт, передача полномочий, результативность, эффективность бюджетных расходов

Страницы 85 — 98

ДОБРОЛЮБОВА Елена Игоревна, кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, e-mail: dobrolyubova@inbox.ru
КЛОЧКОВА Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; старший научный сотрудник Центра технологий государственного управления Института прикладных
экономических исследований РАНХиГС, e-mail: Klotchkova.EN@rea.ru

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Павел ЗАХАРОВ, Карина НАЗВАНОВА, Артур ПОСАЖЕННИКОВ

Синергетический эффект инновационного развития текстильного кластера региона

На уровне регионов сегодня наблюдается процесс внедрения качественно новых форм экономических отношений, направленных на усиление инновационного потенциала хозяйствующих субъектов. Важнейшей среди этих форм является кластерная организация, что требует своего отражения и нормативного закрепления в нормативных актах субъектов РФ. Статья посвящена выявлению факторов, способствующих достижению синергетического эффекта в рамках инновационного развития текстильного кластера. В статье рассмотрены авторские взгляды на понимание дефиниции «кластер», раскрыты аспекты, связанные с территориальным планированием инновационной деятельности. Изучены подходы к формированию кластерной политики, раскрыто понятие территориальных объединений в форме территориально-производственных и инновационных кластеров. Рассмотрены программные документы, связанные с инвестиционными программами на федеральном и региональном уровнях. В ходе исследования кластеров были выявлены наиболее существенные проблемы, решение которых во многом связано с инновационной переориентацией предприятий текстильной промышленности.

Ключевые слова: инновационное развитие, кластеры, локализация, региональная политика, синергия, текстильная промышленность, территориально-производственный комплекс

Страницы 99 — 112

ЗАХАРОВ Павел Николаевич, доктор экономических наук, профессор, директор Института Экономики и Менеджмента Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: pav_zah@mail.ru
НАЗВАНОВА Карина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и стратегического управления Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: kalateya_flower@mail.ru
ПОСАЖЕННИКОВ Артур Андреевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и стратегического управления Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: zzarturzz@yandex.ru


Валерий ВАСИЛЕНКО

Основные характеристики экономического пространства (теоретический дискурс)

Учеными-регионалистами используются различные понятия для описания основных характеристик экономического пространства. Существующее на понятийном уровне многообразие трактовок часто становится фактором, препятствующим проведению совместных исследований. Это обусловливает необходимость определенной унификации понятийного аппарата в рассматриваемой сфере. Предметом исследования является теоретическое отражение экономических отношений и связей, возникающих между элементами, формирующими экономическое пространство, а также их особенностей и противоречий. Показаны различия в понимании экономического пространства как формы организации и позиционирования материальных объектов и вместилища множества экономических отношений и связей. На основе описания главных свойств и типологических признаков экономического пространства доказана необходимость измерения его состояния: однородного (гомогенного) или неоднородного (гетерогенного). Показано воздействие внешних и внутренних причин и следствий неоднородности экономического пространства, вызванные влиянием основных его элементов. Обоснованы выводы о необходимости некоторой стандартизации теоретических положений, касающихся описания экономического пространства.

Ключевые слова: внешние и внутренние причины, понятийный аппарат, свойства и типологические признаки, следствия, экономическое пространство

Страницы 113 — 128

ВАСИЛЕНКО Валерий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, главный научный сотрудник Государственного учреждения «Институт экономических исследований» (Украина), e-mail: bulava1953@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Ирина БУКИНА, Людмила ЛЫКОВА

Российская бюджетная система в первом полугодии 2017 г.

В I полугодии 2017 г. в российской экономике наблюдалось выраженное оживление деловой активности как во внешнеэкономической сфере, так и на внутреннем рынке. Позитивная экономическая динамика отразилась на доходах российской бюджетной системы. Наиболее значительно увеличились поступления нефтегазовых доходов (отражая рост цен на нефть). В то же время наблюдался и рост ненефтегазовых доходов отечественной бюджетной системы. Увеличение объема доходов консолидированного бюджета отразилось и на его расходной части. В реальном выражении увеличились объемы финансирования расходов на социальную политику и жилищно-коммунальное хозяйство. Существенный рост доходов федерального бюджета, тем не менее, не позволил избавиться от дефицита, но его размеры значительно сократились. Хотя консолидированные бюджеты субъектов РФ по итогам I полугодия были исполнены с профицитом по общей сумме, однако в различных регионах ситуация существенно различалась. По итогам I полугодия охраняется и дефицит системы государственных внебюджетных фондов, что в значительной мере связано с дефицитом Пенсионного фонда России.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджеты системы государственных внебюджетных фондов, консолидированные бюджеты субъектов РФ, консолидированный бюджет, федеральный бюджет

Страницы 129 — 150

БУКИНА Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: bis.email@gmail.ru
ЛЫКОВА Людмила Никитична, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: lykoval@inecon.ru


Денис ДОМАЩЕНКО, Ирина ГУСЕВА

Регионы жонглируют долгами

Накопленная задолженность регионов, достигнув два года назад 2 трлн руб., остается стабильной. В то же время ее структура в зависимости от субъекта РФ претерпевает значительные изменения, что связано со смещением задач развития регионов в сторону обеспечения социальной стабильности. Анализ тенденций управления региональными долгами показывает, что задачи развития реального сектора экономики и привлечения инвестиций отходят на второй план.

Ключевые слова: бюджетные кредиты, бюджетный федерализм, задолженность субъектов РФ

Страницы 151 — 154

ДОМАЩЕНКО Денис Викторович, кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: dendv@rambler.ru
ГУСЕВА Ирина Анатольевна, старший научный сотрудник Лаборатории исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Guseva.IA@rea.ru


Елена ЕГОРОВА, Виктория ИЗВАРИНА

Статистическая характеристика регионов Арктической зоны России

Арктическая зона Российской Федерации всегда была в центре внимания руководства нашей страны. Уже в 1916 г. был выпущен первый документ, который относил определенные земли Арктической зоны к землям Российской империи. В настоящее время интерес к Арктике возрастает у всех стран, даже у тех, которые географически находятся от нее очень далеко. В первую очередь это связано с обнаружением на этой территории большого количества запасов углеводородов и с развитием Северного морского пути. В Российской Федерации принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». В ней сформулированы основные направления развития Арктической зоны и некоторые ключевые показатели. В данной статье представлены результаты статистической характеристики субъектов Арктической зоны России.

Ключевые слова: Арктическая зона, демография, регион, статистика, экономическая статистика

Страницы 155 — 164

ЕГОРОВА Елена Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: egorova.ea@rea.ru
ИЗВАРИНА Виктория Александровна, специалист Ситуационного центра Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Izvarina.VA@rea.ru

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Владислав СИВАЧЁВ

Система и полномочия органов государственной власти в реализации права на жилище

За обеспечение возможности реализации права на жилище в равной степени отвечают Президент РФ, органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти. Роль Президента РФ заключается в постановке ключевых задач, по которым должна осуществляться работа профильных государственных органов в целях обеспечения указанного права. Задачей законодательной ветви власти является создание эффективно действующей нормативной правовой базы. Основной массив полномочий, связанных с обеспечением права граждан на жилище, возложен на исполнительную ветвь власти, в этой связи органам исполнительной власти необходимо повышать эффективность своей работы, обобщать и внедрять лучшие практики по решению жилищной проблемы. Судебной ветви власти отведена особая роль в обеспечении права на жилище, которая обусловлена спецификой деятельности судов, а именно осуществлении правосудия. Для решения имеющейся жилищной проблемы необходимо осуществление эффективных и согласованных действий всех перечисленных субъектов, тем самым будет возможно достижение синергетического эффекта от целенаправленной совместной работы.

Ключевые слова: жилищная политика, жилищное строительство, органы государственной власти, право на жилище, система

Страницы 165 — 172

СИВАЧЁВ Владислав Игоревич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: siwa4ov@yandex.ru