поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (85) ЗА 2017-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Евгений БУХВАЛЬД

Эволюция основ региональной политики в Российской Федерации

Переход к новому этапу федеральной политики регионального развития, выступающий важным слагаемым формирования системы стратегического планирования, требует решения широкого круга вопросов, относящихся к регулированию пространственной структуры экономики. Многие из этих вопросов отражены в утвержденных в начале 2017 г. Указом Президента РФ «Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года». Эти Основы заменили собой аналогичный по направленности документ 1996 г. Поскольку Основы… в настоящее время формально не являются финальным документом в сфере пространственного стратегирования, ключевые приоритеты региональной политики в стране, а также институты и инструменты их практической реализации должны быть конкретизированы в Стратегии пространственного развития экономики России. Важное значение приобретает согласование целей и инструментов Стратегии пространственного развития с развитием экономико-правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, а также усиление адресности в государственной поддержке регионов на основе их типизации как объектов такой поддержки.

Ключевые слова: политика регионального развития, пространственное регулирование, стратегическое планирование, субъекты Федерации, федеративные отношения

Страницы 7 — 20

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель главного редактора, профессор, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: buchvald@mail.ru


Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

Новые основы политики регионального развития Российской Федерации

Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные в начале года Указом Президента Российской Федерации, ознаменовали новый качественный этап в эволюции региональной политики России. Названный документ породил множество надежд среди практиков, ученых, экспертов в плане конкретизации ключевых приоритетов региональной политики, использования дифференцированного подхода к регионам, различающимся по совокупности социально-экономических показателей. В статье рассматривается правовое регулирование вопросов региональной политики последних 20 лет, а также новеллы Основ государственной политики регионального развития. В качестве инструмента решения проблем разграничения компетенции предлагается создать Единый реестр полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в виде постоянно обновляемого интернет-портала.

Ключевые слова: государственные программы, Единый реестр полномочий, инвентаризация расходных полномочий, Основы регионального развития, разграничение компетенции, региональная политика,стратегическое планирование, субъекты Российской Федерации

Страницы 21 — 38

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: milena-gligic@yandex.ru


Александра ОДИНЦОВА

Как оценить устойчивость развития муниципалитетов?

Развитие практики стратегического планирования муниципальных образований находится в русле общемировых тенденций. Механизмы целеполагания, анализ сильных и слабых сторон муниципалитетов, сценарный подход, непрерывность планирования и пр. методы сегодня все активнее внедряются в процесс работы над стратегиями. Вместе с тем сравнительный анализ показывает, что если в развитых странах практика стратегического планирования представляет собой своеобразный инструмент политики устойчивого развития, то в России ситуация другая. Несмотря на то что многие принимаемые стратегии содержат в себе мероприятия, обусловленные необходимостью перехода к устойчивому развитию, заявленные цели в своем подавляющем большинстве эту необходимость игнорируют. В статье показано, что включение основных принципов устойчивого развития в практику стратегического планирования отвечает не только интересам России, но и современным трендам развития местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, стратегическое планирование, стратегия муниципального образования, устойчивое развитие

Страницы 39 — 52

ОДИНЦОВА Александра Владимировна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: Aleksod@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Герман ВЛАСКИН

Инновационный потенциал крупного бизнеса в России

Крупный бизнес играет значимую роль в российской экономике. Для многих субъектов Российской Федерации он представляет своеобразный каркас, определяющий направленность развития экономики регионов. Направив меры инновационной политики на поддержку инноваций в крупном бизнесе, государство может создать механизм ускорения инновационной активности как в экономике в целом, так и в ее региональном звене. В статье рассматриваются барьеры, ограничивающие инновационную восприимчивость крупного бизнеса, и обозначаются перспективы их преодоления. Особое внимание уделяется использованию механизмов стратегического управления, необходимости совершенствования программ инновационного развития, других мер государственной поддержки и стимулирования разработки и внедрения инноваций и высоких технологий.

Ключевые слова: высокие технологии, инвестиции, инновации, крупные государственные и частные компании, НИОКР, программы инновационного развития, стратегическое управление

Страницы 53 — 70

ВЛАСКИН Герман Александрович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: vlaskin34@mail.ru


Сталина БЕЛОЗЕРОВА

О характере реиндустриализации и регулировании социальных процессов

Переход промышленности на основы реиндустриализации сопровождается формированием новых социальных отношений. Это требует, с одной стороны, согласования интересов всех участвующих сторон: государства, собственников (акционеров) и работников; с другой – новых принципов в системе организации заработной платы на основе индивидуальной оценки труда и выполняемых функций работника. Названные трансформации предполагают соответствующие изменения в законодательстве. Определенный опыт в сфере подобного регулирования на этапе перехода на новые технологии накоплен развитыми странами. Этот опыт «социального регулирования» следует изучать и применять с учетом специфики социально-экономического развития России.

Ключевые слова: интересы, машиностроение, металлообработка, промышленность, регулирование, реиндустриализация, социально-экономические отношения, технологии

Страницы 71 — 78

БЕЛОЗЕРОВА Сталина Михайловна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: stalina@smtp.ru

ВОПРОСЫ ПРАВА

Иван ЛЕКСИН

Государственный суверенитет: иллюзия концептуального разнообразия и многообразие концептуальных иллюзий

В статье рассматривается ряд концептуальных проблем, характерных для современного этапа осмысления феномена государственного суверенитета. Автор выступает против агрегированного понятия «суверенитета вообще», критикует отношение к истории научного осмысления суверенитета как к логически цельному процессу. В то же время в статье предпринята попытка примирения отдельных концептуальных течений в изучении суверенитета – на основе признания раздельности их предметной направленности. Автор рекомендует понимать государственный суверенитет в сугубо юридическом смысле – как признаваемую способность устанавливать правовой порядок на определенной территории, обосновывает несостоятельность отождествления государственного суверенитета с фактическими самостоятельностью и независимостью, а абсолютного суверенитета – с всевластием. В статье аргументируется методологическая ошибочность типичных претензий к идее государственного суверенитета, делается вывод об отсутствии достойных альтернатив данной концепции.

Ключевые слова: абсолютная власть, государственный суверенитет, государство, международное право, народный суверенитет, правопорядок

Страницы 79 — 92

ЛЕКСИН Иван Владимирович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры правовых основ управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: leksin@spa.msu.ru


Виктория УМАНСКАЯ

Баланс публичных и частных интересов в государственном управлении

Обеспечение и охрана публичных интересов во многом является важнейшей обязанностью государства. В статье рассматривается проблема баланса публичного и частного интереса в праве. В результате нарастания юридических противоречий, нарушения логики правового регулирования, возникновения правовых пробелов и коллизий происходит нарушение баланса интересов государства и личности. Отсутствие баланса публичных и частных интересов подрывает уровень доверия общества к системе государственного управления, снижает общий уровень правосознания. Все это предопределяет необходимость изменения юридических приоритетов, принятия законов, способствующих реализации прав граждан и обеспечивающих реальные механизмы защиты граждан и бизнеса при взаимодействии с органами государственной власти и должностными лицами.

Ключевые слова: государственное управление, механизмы правового регулирования, публичные и частные интересы

Страницы 93 — 104

УМАНСКАЯ Виктория Петровна, доктор юридических наук, доцент, главный консультант отдела государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, e-mail: umanskaia@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Денис ДОМАЩЕНКО

Банковский сектор как источник экономического роста в России

Возврат темпов роста российской экономики к докризисным показателям невозможен без структурных реформ или существенного восстановления цен на нефть. В финансовой системе переход к плавающему курсу рубля позволил оперативно выравнивать нефтегазовые доходы федерального бюджета. Но стратегических решений в области бюджетного федерализма, промышленной политики и расширения инвестиций пока не принимается. На банковскую систему как провайдера экономического роста рассчитывать не приходится из-за регулирующих ограничений и высоких рисков. Банковская система сможет поддержать экономический рост только после выхода показателей рентабельности предприятий на уровни, превышающие затраты на обслуживание накопившейся задолженности заемщиков.

Ключевые слова: банковская система, коммерческие банки, кредитование реального сектора, стратегия развития

Страницы 105 — 118

ДОМАЩЕНКО Денис Викторович, кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: dendv@rambler.ru


Жанна ЗАХАРОВА

Государственная концессионная политика в сфере ЖКХ

В условиях рыночной экономики в коммунальной сфере сложился ряд негативных трендов устойчивого характера. Их решение требует инвестирования значительного количества ресурсов на основе вовлечения частного капитала, преимущественно концессий. В статье, на основе анализа сложившегося опыта заключения концессионных соглашений в отраслях коммунальной инфраструктуры, определяются факторы, способствующие успешной реализации концессий. В статье выделены положительные эффекты концессий, обозначены основные направления государственной концессионной политики и необходимые условия ее реализации на современном этапе взаимодействия государства и частного капитала в отраслях коммунальной инфраструктуры.

Ключевые слова: государственная концессионная политика, долгосрочные финансовые инструменты, концессия, отрасли коммунальной инфраструктуры, эффекты концессий

Страницы 119 — 130

ЗАХАРОВА Жанна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: zjane77@mail.ru

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Сергей ГУРИНОВ

Новые возможности кредитования регионов России

В конце 2016 г. Правительство Российской Федерации завершило большую работу по инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Результаты этой инвентаризации уже учитываются в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ с этого года. Однако нерешенным остается вопрос о достаточности доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения расходных обязательств. Важной задачей остается и проработка вопроса о корректировке механизма доступного кредитования регионов в целях стимулирования реализации субъектами Федерации региональных программ развития и оказания поддержки регионам с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Сегодня большинство субъектов Российской Федерации в том или ином виде активно привлекают заим-
ствования, а у некоторых уровень долга уже превысил собственные доходы бюджета. При этом невозможно всю нагрузку перекладывать на федеральный бюджет, но и далеко не все субъекты Федерации могут привлекать рыночные заимствования из-за высокой цены их обслуживания. В статье анализируется ситуация с долговой нагрузкой в субъектах Российской Федерации как фактор, сдерживающий программы развития регионов и как следствие – внедрение стратегического планирования; намечаются направления решения этой проблемы.

Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, бюджеты регионов, государственный долг регионов, кредиты, монетизация, региональная политика, сбалансированность, стратегическое планирование

Страницы 131 — 138

ГУРИНОВ Сергей Николаевич, аспирант кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: gurinovsn@mail.ru


Владимир КУЛЕБАКИН

Эффективность и качество государственного управления

В последние несколько лет Россия столкнулась с неотвратимой необходимостью качественного повышения своих показателей: укрепление экономики и рост ВВП, диверсификация экономики, проведение технологической и у правленческой модернизации, повышение инвестиционной привлекательности и т.п. Традиционно
эти задачи решаются при помощи огромного пласта программных мероприятий во всех областях государственного управления. Однако эффективность этих мер ограничивается обычными для России проблемами: низкой эффективностью бюрократического аппарата. В данной статье автор предпринимает попытку определить, каким образом можно устранить данные препятствия, сдерживающие
глобальную государственную модернизацию. Ключевым решением, по мнению автора, является, с од ной сторон ы, использование методологии построения эффективных систем управления, используемых, в т.ч. коммерческими организациями, заимствование лучших практик иностранных государств; а с другой – передача части функций по оказанию государственных услуг негосудар
ственным (в т.ч. коммерческим) организациям для формирования рынка государственных услуг со здоровой конкурентной средой среди поставщиков государственных услуг.

Ключевые слова: инновации в государственном у правлении, построение эффективных систем управления, эффективность государственного управления

Страницы 139 — 147

КУЛЕБАКИН Владимир Анатольевич, магистрант Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: vkul@yandex.ru


Ольга ЛУПИНИНА

Развитие моногородов России в современных условиях

Устойчивость экономического развития страны зависит от эффективности функционирования входящих в ее состав территорий. В настоящее время большая часть муниципальных образований в Российской Федерации характеризуется низким уровнем социально-экономического развития и относится к числу дотационных. Наиболее сложное положение наблюдается в монопрофильных муниципальных образованиях (моногорода), где социальное обеспечение и возможности экономического развития зависят от деятельности одного, градообразующего, предприятия. От экономического состояния такого предприятия зависит благополу чие населения. Однако низкий производственный потенциал устаревших предприятий оказывает негативное воздействие как на экономические показатели соответствующих муниципальных образований, так и на складывающуюся там социальную обстановку.

Ключевые слова: моногорода, региональная политика, управление развитием монопрофильных муниципальных образований, управление социально-экономическим развитием территории

Страницы 148 — 157

ЛУПИНИНА Ольга Анатольевна, аспирантка Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: lupinina.oa@rea.ru


Владислав СИВАЧЁВ

Право граждан на жилище в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина

Несмотря на то что право на жилище закреплено в Конституции РФ и в международных правовых актах, ни в Конституции РФ, ни в Жилищном кодексе Российской Федерации нет дефиниции понятия «жилище». Отсюда возникают проблемы с определением понятия «право на жилище». Имеющиеся в научной литературе определения самого понятия «жилище» не являются универсальными. В этой связи автором предложена собственная трактовка его содержания. По мнению автора статьи, право на жилище сводится к следующим возможностям: быть обеспеченным жильем, пользоваться имеющимся жильем, защищаться от произвольного лишения жилища, а также улучшать свои жилищные условия. Установив место права на жилище в ряде социально-экономических прав, автор делает вывод о наличии его тесной связи с другими видами прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: жилище, Конституция РФ, права и свободы, право граждан на жилище, уровень жизни

Страницы 158 — 163

СИВАЧЁВ Владислав Игоревич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: siwa4ov@yandex.ru


Владимир ТРЕТЬЯКОВ

Правовое регулирование отношений в сфере перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями

Анализ информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления свидетельствует об интенсивности процессов перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями. Однако на сегодняшний день правовое регулирование указанной сферы общественных отношений не отличается системностью. Соответствующий правовой институт представлен значительным количеством нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Поскольку указанный правовой институт не утратил своей актуальности в качестве необходимого атрибута института перераспределения полномочий, предлагается принять меры по систематизации существующих нормативных правовых актов в указанной сфере.

Ключевые слова: публичная собственность, публичное имущество, разграничение государственной собственности, управление государственным и муниципальным имуществом

Страницы 164 — 168

ТРЕТЬЯКОВ Владимир Сергеевич, начальник юридического управления Департамента имущественных отношений Тюменской области, e-mail: tretjakov@me.com