поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (80) ЗА 2015-й ГОД

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Елена ЛЕНЧУК

Финансовые институты развития в решении задач технологической модернизации и инновационного развития

Задача инвестиционного обеспечения процессов технологической модернизации и инновационного развития как России в целом, так и отдельных ее территорий непосредственно связана с деятельностью финансовых институтов развития. В статье концентрируется внимание на оценке деятельности институтов развития федерального уровня, поскольку сегодня именно они аккумулируют значительные финансовые ресурсы, способны влиять на инновационную активность предприятий и содействовать инновационному развитию регионов. Вместе с тем инвестиционный фокус таких институтов развития пока слабо направлен на решение этих задач
и нуждается в скорейшей корректировке в направлении расширения их участия в инвестиционных проектах по инновационному обновлению и развитию отечественного промышленного комплекса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционная
деятельность, инновации, институты развития, технологическая модернизация

Страницы 7 — 24

ЛЕНЧУК Елена Борисовна, доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, e-mail: Lenalenchuk@yandex.ru


Владимир ФИЛАТОВ

Финансовые условия и ресурсы импортозамещения в российской экономике

Проблема импортозамещения, актуальность которой резко возросла в связи с введением санкций со стороны Запада, должна рассматриваться не только в контексте «кризисного реагирования», но и как важнейшее направление структурной и промышленной политики формирования устойчивого и динамичного экономического роста. В таком аспекте важнейшее значение приобретают структурные приоритеты развития промышленности, а также нахождение финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. В качестве таких структурных приоритетов следует рассматривать восстановление производства инвестиционного оборудования для основных секторов российской промышленности. Преодоление же финансовой зависимости от внешних финансовых рынков предлагается осуществить через формирование специального инвестиционного контура на основе целевой кредитной эмиссии для финансирования инвестиционных проектов структурной и технологической модернизации российской промышленности.

Ключевые слова: импортозамещение, структура экономического роста, финансовые ресурсы структурной модернизации российской экономики, целевая кредитная эмиссия

Страницы 25 — 36

ФИЛАТОВ Владимир Иванович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Центр инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН, e-mail: Vladimir_filatov@mtu-net.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Константин ЛАЙКАМ, Владимир ЛАЙКАМ

Методологические подходы к прогнозированию уровня бедности в Российской Федерации

Одной из восьми основных глобальных целей развития человечества в третьем
тысячелетии, поставленных в Декларации Саммита тысячелетия ООН (2000 г.), является снижение вдвое уровня бедности к 2015 г. по сравнению с 1990 г. Для достижения этой цели органы власти каждой страны должны иметь четкое представление о достигнутом уровне бедности населения страны, о доходах и расходах населения, о других факторах, влияющих на уровень бедности, иметь в своем распоряжении методы всестороннего анализа и прогнозирования этого явления для выработки адекватных превентивных мер для снижения его масштабов.

Ключевые слова: доходы населения, методология прогноза бедности, плотность распределения доходов, прожиточный минимум, регион, статистические показатели бедности, уровень бедности

Страницы 37 — 46

ЛАЙКАМ Константин Эмильевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстат), заведующий лабораторией социально-демографической статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова, e-mail: k.laykam@mail.ru
ЛАЙКАМ Владимир Константинович, кандидат технических наук, начальник Отдела стратегического анализа Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Аналитический центр», e-mail: vlaikam@gmail.com


Елена КЛОЧКОВА

Методы многомерного статистического анализа взаимосвязей показателей уровня информационного развития регионов.

Программно-целевые методы государственного управления в последние годы получили значимое развитие в России. Основная цель этих методов – обеспесчение повышения эффективности и результативности государственного управления, создание условий для эффективного и своевременного достижения планируемых результатов. Инструментом реализации стратегических документов выступают государственные программы, обосновывающие оптимальный вариант достижения целей и приоритетов развития государственной политики. В области развития сферы информационных технологий реализуется Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)». Для проведения регулярной оценки результативности и эффективности ее реализации, а также оценки вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики актуальным становится вопрос об адекватных методологических подходах. В статье предложена методика статистического анализа, позволившая определить факторы, оказывающие влияние на степень развития информационного общества в регионах. Предложена модель взаимосвязи основных показателей сектора ИКТ. В качестве информационной базы для анализа использованы показатели вышеназванной госпрограммы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, корреляционно-регрессионный анализ, регион, федеральный округ

Страницы 47 — 54

КЛОЧКОВА Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и бизнес-статистики Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: klotchkova.EN@rea.ru

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Людмила ЛЫКОВА

Первые результаты «налогового маневра» и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Характерной чертой распределения налоговых полномочий в российской модели бюджетного федерализма является привязка доходов федерального бюджета к рискам внешнеэкономической конъюнктуры (мировых рынков энергоносителей), а доходов региональных бюджетов – к рискам конъюнктуры внутриэкономической. Изменение соотношения таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в ходе «налогового маневра» в 2015 г. вносит изменения в сложившуюся систему. Для федерального бюджета первым результатом «налогового маневра» стало не компенсируемое ростом НДПИ падение доходов от таможенных пошлин. Введение же режима уплаты налога в рамках консолидированных групп налогоплательщиков имеет своим следствием усиление зависимости доходов региональных бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры, сокращая возможности региональных властей влиять на доходы бюджета, используя налоговый инструментарий.

Ключевые слова: консолидированные группы налогоплательщиков, налог
на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, «налоговый маневр», региональные бюджеты, таможенные пошлины

Страницы 55 — 64

ЛЫКОВА Людмила Никитична, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: lykoval@inecon.ru

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Лазарь БАДАЛОВ

Современные тенденции банковского регулирования и надзора в России

С 1 сентября 2013 г. Банк России получил статус мегарегулятора. С этого момента в его компетенцию вошли регулирование и надзор над всеми финан-
совыми институтами РФ. Особое внимание Банк России традиционно уделяет банковскому регулированию и надзору. По мнению Э.С. Набиуллиной, следует продолжить политику ужесточения банковского регулирования и надзора с целью оздоровления банковского сектора и повышения доверия к нему со стороны населения. Последние три года политика ужесточения банковского регулирования и надзора является приоритетной для Банка России. В связи с этим важное значение приобретает не только количественный, но и качественный анализ действий Банка России в области банковского регулирования и надзора.

Ключевые слова: Банк России, банковский сектор, банковское регулирование
и надзор, мегарегулятор, региональные кредитные организации, финансовые рынки

Страницы 65 — 72

БАДАЛОВ Лазарь Ашханович, кандидат экономических наук, доцент кафедры Банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: lazarbadalov@rambler.ru


Андрей БЫСТРОВ, Вадим СВИРЧЕВСКИЙ

Инерционность развития нефтяной промышленности России – угроза экономической безопасности страны

Весомая доля на мировом рынке нефти позволяет России позиционироваться
в качестве значимого поставщика энергетических ресурсов и сейчас, и в обозримом будущем. Однако технологическое отставание и специфика развития отрасли не позволяют России достичь высокой эффективности в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, в т.ч. решить проблему увеличения глубины переработки сырья. Кроме того, необходимость разведки новых и повышение уровня извлекаемости на действующих месторождениях для пополнения ресурсной базы требует внедрения новых технологий добычи. Экономические санкции лишают отечественные стратегические отрасли доступа к рынкам современных технологий и кредитов, что обостряет проблемы развития отрасли. Необходимость технологического совершенствования производственного аппарата определяет перспективы развития не только добычи, но и транспортировки и переработки нефтяного сырья. Поэтому положение отрасли обусловливают не только проблемы, доставшиеся «по наследству», но и новые экономические и политические
реалии.

Ключевые слова: износ основных фондов, мировой рынок нефти,
«ресурсное проклятие», экономическая безопасность

Страницы 73 — 84

БЫСТРОВ Андрей Владимирович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики промышленности Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: bistrov-sun@mail.ru
СВИРЧЕВСКИЙ Вадим Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики промышленности Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: Vad_1@bk.ru

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

Пределы децентрализации

Статья посвящена анализу пределов децентрализации, среди которых: эффективность реализации полномочий (принцип лучшего уровня), архитектура системы исполнительной власти и возможности финансового обеспечения передаваемых полномочий. Делается вывод о необходимости инвентаризации полномочий на всех уровнях власти и обеспечивающих их бюджетных ресурсов, которая должна происходить в постоянном режиме на базе современных программных средств. Все это подводит к идее о необходимости создания Единого реестра полномочий, который кроме прочих своих функций должен позволять оперативно оценивать эффективность осуществления полномочий.

Ключевые слова: децентрализация, единый реестр полномочий, разграничение
компетенций, регион, субсидиарность, федеративное устройство

Страницы 85 — 96

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института
экономики РАН, e-mail: milena-gligic@yandex.ru


Александра ОДИНЦОВА

Опыт и проблемы приграничного сотрудничества

Первые шаги в становлении межмуниципального сотрудничества российских муниципалитетов с сопредельными регионами в форме отдельных двусторонних
соглашений начали предприниматься еще задолго до вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ. Однако в настоящее время более широкому развитию этого института мешает отсутствие правовой базы, регулирующей эту сферу общественных отношений. В статье анализируется опыт, накопленный в России и в рамках ЕС, где приграничные территории играют сегодня важную роль в процессах экономической интеграции. Несмотря на очевидный прогресс приграничного сотрудничества, его развитие в странах ЕС сталкивается с рядом факторов, учет которых представляется необходимым в плане использования западного опыта для развития приграничного сотрудничества российских регионов со смежными территориями соседних государств.

Ключевые слова: интеграция, межмуниципальное сотрудничество, приграничное
сотрудничество, приграничные территории

Страницы 97 — 110

ОДИНЦОВА Александра Владимировна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: Aleksod@yandex.ru

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Александр ЖИДКИХ

Методологические подходы к экономическому районированию субъекта Российской Федерации

В условиях значительного неравенства уровней социально-экономического развития территорий, входящих в Российскую Федерацию, одним из возможных
методов управления пространственным развитием региона является районирование. Особое значение имеет формирование территориальных кластеров как хозяйственной основы функционирования экономических районов в соответствии с их специализацией и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона в целом. На основе анализа показателей, используемых для оценки деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровне, автором сформирована система индикаторов, с помощью которых на примере Алтайского края выявлены региональные опорные центры и предложена новая схема экономического районирования.

Ключевые слова: индикаторы социально-экономического развития, интегральная оценка, кластер, районирование, региональная экономическая
политика

Страницы 111 — 120

ЖИДКИХ Александр Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, начальник управления по науке, инновационной и кластерной политике, e-mail: zhidkih_a@mail.ru


Борис ЛАВРОВСКИЙ

Государственная политика регионального развития: вопросы теории

Отсутствие теоретической ясности в понятийном аппарате регионалистики,
четких определений, касающихся ее ключевых категорий, на практике неизбежно приводит к размытости содержания региональной политики. В статье показано, что в ряде современных правительственных документов цели и задачи программ регионального развития изложены в крайне неопределенной форме, допускают различия в интерпретации. В результате исчезает объективная основа для региональных сопоставлений, а вопрос о том, достигнуты ли цели программы, превращается в предмет дискуссий. В статье сделана попытка определить основные понятия и сформулировать ключевые определения, относящиеся к территориальным аспектам социально-экономического развития. Особое внимание уделено понятию «сбалансированное региональное развитие». Предлагаемый автором подход позволяет избежать методологических трудностей при формировании региональных программ социально-экономического
развития.

Ключевые слова: понятийный аппарат регионалистики, программы развития, региональная политика, региональное развитие

Страницы 121 — 130

ЛАВРОВСКИЙ Борис Леонидович, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства
СО РАН, профессор Новосибирского государственного технического университета, e-mail: boris.lavrovski@gmail.com

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Сергей ВАЛЕНТЕЙ, Альберт БАХТИЗИН, Евгений БУХВАЛЬД, Анастасия КОЛЬЧУГИНА

Группировка регионов федеральных округов Российской Федерации по трендам развития

Одним из вопросов, периодически обсуждаемых отечественными экспертами, является возможность (целесообразность) использования органов управления ФО для реализации, минимум, крупных межрегиональных проектов, максимум – программ по развитию экономик ФО в целом. В качестве одного из аргументов «против» целесообразности признания за этими органами управления такой роли приводится тот факт, что входящие в состав ФО субъекты Российской Федерации существенно различаются по параметрам социально-экономического развития. Данный аргумент не может считаться корректным. Наблюдаемые в границах ФО межрегиональные различия – зеркальная проекция пространственных различий в уровнях развития экономик и социальной сферы на территории всей РФ, наличие которых не только не исключает необходимость осуществления общенациональной региональной политики, а делает такую политику необходимой. Поэтому органы управления ФО нельзя исключать из числа акторов, участвующих в разработке и осуществлении государственной региональной политики РФ и субъектов РФ. Однако они должны занять здесь собственное место, определению которого могут способствовать представленные в статье результаты интегральной оценки тенденций изменения с 2000 г. инвестиционного и социального потенциалов входящих в состав ФО регионов в рамках 4 групп и 12 подгрупп субъектов РФ. Очевидно также, что показанная в статье значительность межрегиональных различий в границах всех ФО не позволяет принять точку зрения экспертов, предлагающих заменить управление региональным развитием на уровне субъектов РФ управлением им на уровне ФО. Анализ основывается на разработанной авторами статьи методике, представленной в предшествующих публикациях в журнале «Федерализм».

Ключевые слова: регион, региональная экономика, рейтинг, субъект Российской Федерации, федеральный округ

Страницы 131 — 138

ВАЛЕНТЕЙ Сергей Дмитриевич, главный редактор, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: SValentey@yandex.ru
БАХТИЗИН Альберт Рауфович, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института РАН, e-mail: albert@сemi.rssi.ru
БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, заместитель главного редактора, доктор экономических наук, профессор, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: buchvald@mail.ru
КОЛЬЧУГИНА Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: Kolchugina@inecon.ru


Тамара УСКОВА

Проблемы местного самоуправления по результатам мониторинга глав муниципалитетов Вологодской области

Повышение роли органов власти на местах и их ответственности за социально-
экономическое развитие территорий актуализирует проблему повышения эффективности местного самоуправления. Оценки итогов реформы местного самоуправления главами муниципалитетов свидетельствуют о том, что большинство проблем в этой сфере по-прежнему не решены. Ключевыми направлениями государственного регулирования этого института власти, по мнению глав муниципальных образований, являются совершенствование федерального законодательства в целях укрепления финансово-экономических основ, реализация комплекса организационных мер, способствующих согласованию деятельности региональных и местных органов власти, а также муниципальных районов и входящих в их состав поселений.

Ключевые слова: местное самоуправление, мониторинг, развитие муниципальных
образований, реформирование, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления

Страницы 139 — 146

УСКОВА Тамара Витальевна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора, заведующая отделом проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах Института социально-экономического развития территорий РАН, e-mail: tvu@vscc.ac.ru

ДИСКУССИИ

Виктор ГРИШИН, Владимир СЛЕПОВ, Сергей РЯБУХИН, Руслан ДЗАРАСОВ, Елена УСТЮЖАНИНА, Андрей БЫСТРОВ, Нина АКУЛЕНКО, Алла ЧАЛОВА, Ирина КАРАВАЕВА

Федеральный бюджет Российской Федерации в условиях национальной и глобальной неопределенности

Санкции и стремительное падение цен на углеводороды подвели черту под этапом развития экономики России, когда нерациональное использование доходов федерального бюджета не было фатальным для исполнения государством социальных программ, компенсируясь притоком «нефтедолларов». В 2015 г. ситуация качественно изменилась, заставляя пересмотреть структуру как доходной, так и расходной части федерального бюджета. Эти изменения, отраженные в представленном в конце ноября Правительством РФ его проекте на 2016 г., вызвали дискуссию по вопросам качественного характера. В их числе: в какой мере проект помогает развернуть национальную экономику в направлении, противоположном сырьевой модели развития? Обеспечивает ли он импортозамещение? Насколько Правительство учитывает ситуацию, сложившуюся в субъектах РФ? и др. Ниже публикуются результаты обсуждения этих проблем в ходе дискуссии, прошедшей на заседании Дискуссионного клуба РЭУ им. Г.В. Плеханова 5 ноября 2015 г.

Ключевые слова: курс рубля, регион, санкции, субъект РФ, федеральный
бюджет

Страницы 147 — 170

ГРИШИН Виктор Иванович, доктор экономических наук, профессор, ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: rector@rea.ru
СЛЕПОВ Владимир Александрович, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой Финансы и цены Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: kaffin@rea.ru
РЯБУХИН Сергей Николаевич, доктор экономических наук, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам, e-mail: snryabukhin@senat.gov.ru
ДЗАРАСОВ Руслан Солтанович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Политической экономии Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: dzarasovr@gmail.com
УСТЮЖАНИНА Елена Владимировна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: dba-guu@yandex.ru
БЫСТРОВ Андрей Владимирович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики промышленности Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, e-mail: bistrov-sun@mail.ru
АКУЛЕНКО Нина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики промышленности Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: akulenkonb@yandex.ru
ЧАЛОВА Алла Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и цены Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: achal@yandex.ru
КАРАВАЕВА Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН; заведующая кафедрой экономической теории Института экономики РАН; профессор Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ikaravaeva@inecon.ru

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Павел БАЙМАТОВ

Конституционно-правовые аспекты региональной социальной политики в России

Основным направлением конституционно-правового аспекта региональной социальной политики является социальное обеспечение граждан и его предоставление субъектами Российской Федерации с учетом разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами при реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение требует сохранения единообразного подхода к содержанию и реализации указанного права на всей территории Российской Федерации, согласованности региональной и общефедеральной социальной политики. Автор делает вывод о необходимости установления общефедеральных стандартов, определяющих основные минимумы региональной составляющей при реализации права на социальное обеспечение граждан как основного элемента социальной политики.

Ключевые слова: Конституция, полномочия, регион, социальная политика, социальное обеспечение

Страницы 171 — 177

БАЙМАТОВ Павел Николаевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: baymatov.pavel@yandex.ru


Роман КАРАСЕВ

Проблемы формирования и деятельности конституционных (уставных) судов Российской Федерации

Важнейшим направлением реализации правозащитной функции государства являются защита прав и свобод человека и гражданина средствами конституционной юстиции на региональном уровне. В процессе формирования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ возникают определенные сложности, связанные с относительной новизной данного института, конкуренцией названных органов с судами общей юрисдикции, недостатком финансирования. В науке существуют дискуссии, связанные с необходимостью обязательного формирования конституционных (уставных) судов во всех субъектах федерации, необходимостью принятия отдельного закона, регулирующего деятельность органов конституционного (уставного) контроля. Автор приходит к выводу, что отсутствие конституционных (уставных) судов субъектов РФ само по себе не является нарушением права человека и гражданина на доступ к правосудию, однако создание таких судов может в значительной степени повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, к чему имеются необходимые законодательные предпосылки.

Ключевые слова: Конституционный Суд, Конституция, права и свободы,
правозащитная деятельность, субъекты РФ, устав, уставный суд, федеративное государство

Страницы 178 — 183

КАРАСЕВ Роман Евгеньевич, аспирант Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: postservice_91@mail.ru


Вера ТИХОМИРОВА

Россия в системе глобальной продовольственной безопасности

Статья посвящена анализу роли международных организаций по координации совместных усилий различных стран в сфере обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Предложена иерархия уровней обеспечения продовольственной безопасности с их последующим описанием, приводится система показателей по оценке состояния национальной продовольственной безопасности, принятая ФАО. Анализируется состояние отечественной системы оценки уровня продовольственной безопасности, а также изменение трендов производства по основным категориям продовольственных товаров.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная
независимость, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), субъекты РФ, уровень продовольственной безопасности

Страницы 184 — 190

ТИХОМИРОВА Вера Александровна, аспирант кафедры государственного управления и национальной безопасности Дипломатической академии МИД России, e-mail: vtaf@rambler.ru