поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №2 (78) ЗА 2015-й ГОД

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Владимир ГЛОТОВ, Роман КОСТЯНЕЦКИЙ

Сетевые стратегии как генератор комплекса рисков

В статье анализируются последствия применения новейших сетевых стратегий, которые рассматриваются как генератор широкого комплекса рисков, оказывающих непосредственное влияние на всю систему национальной
безопасности. Проведенное исследование выявило существенные пробелы и искажения в системе национальной безопасности, обусловленные отсутствием в ней такого ключевого центрального элемента, как система финансовой безопасности. Отмечено, что развитие теневого рынка оказывает
негативное воздействие на все политические и социально-экономические
взаимосвязи и непосредственно влияет на финансовую безопасность национальной экономики.

Ключевые слова: прозрачность экономики, риски национальной безопасности,
сетевые стратегии, система финансовой безопасности, теневая экономика

ГЛОТОВ Владимир Иванович, кандидат экономических наук, профессор, заведующий Лабораторией финансового мониторинга Института социально-политических исследований, e-mail: professor.ispi.ran@gmail.com
КОСТЯНЕЦКИЙ Роман Петрович, ведущий экономист Лаборатории финансового мониторинга Института социально-политических исследований РАН, e-mail: 7684458@mail.ru


Ирина КАРАВАЕВА, Юлия ЗЕДИНА

Государственно-частное партнерство как инструмент обеспечения финансовой стабильности российского потребительского рынка

Новые реалии диктуют необходимость изменения ориентиров в осуществлении
государственной антиинфляционной политики. Основными факторами современной инфляционной ситуации в России в условиях обострения геополитического
кризиса конца 2014 – начала 2015 г. являются введение санкций на ввоз потребительских товаров, а также лоббирование корпоративных интересов отечественных компаний. В статье предлагается комплекс антиинфляционных мер, направленных на преодоление существовавшего и недопущение усиления в будущем расхождения экономических интересов и целей государства и бизнеса. Государственно-частное партнерство в области ценовой политики создает возможности для перераспределения в реальный сектор экономики и более эффективного использования государственных
финансовых ресурсов за счет фискальной и кредитной мотиваций частного бизнеса. Представлены возможности непосредственного снижения цен на создаваемые в рамках соглашений о ГЧП продукцию и услуги на основе ценовых соглашений между партнерами. Авторами обосновывается, что в основе финансовой стабильности формирующейся инновационной экономики России должна лежать система социального партнерства социально ответственного
государства, социально ответственного бизнеса и общества.

Ключевые слова: антиинфляционная политика, государственно-частное партнерство, инфляционное таргетирование, финансовая стабильность, экономическая безопасность

КАРАВАЕВА Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Института экономики РАН, главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ikaravaeva@inecon.ru
ЗЕДИНА Юлия Анатольевна, кандидат юридических наук, председатель правления ООО «Финансовая холдинговая компания», докторант Института экономики РАН, e-mail: yulia_zedina@bk.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Александр ТАТАРКИН

Поведенческая готовность Российской Федерации к новой индустриализации

Новая индустриализация российской экономики, ее особенности и преимущества
«требуют» системных изменений во всех сопряженных отраслях и сферах деятельности. Новая индустриализация, основанная на новых технологических укладах, рассматривается как наиболее актуальный тренд современного этапа мирового и странового экономического развития.
Важнейшие негативные «издержки» неоиндустриализации связаны с неподготовленностью многих участников к полноценному ее проведению, разбалансированием технико-экономической и социально-инфраструктурной
сфер и др. В статье предложена авторская оценка готовности разных уровней власти, ее участников (бизнеса и населения) к новой индустриализации
российской экономики, предложены механизмы и институты ее осуществления на разных уровнях хозяйствования и управления.

Ключевые слова: модели индустриализации, неоиндустриализация, новая индустриализация, новая индустриализация как актуальный тренд современного мирового и национального развития, технологический
уклад

ТАТАРКИН Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, директор Института экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, e-mail: tatarkin_ai@mail.ru


Евгений КОРЕПАНОВ

Новые тенденции в сфере инноваций

В статье анализируются изменения, происшедшие в области технологических инноваций в России за период 2005–2013 гг. Выделяется два этапа: 2005–2010 гг.,
когда инновации концентрировались в экспортно ориентированных производствах,
и 2011–2013 гг., когда при более чем двукратном увеличении совокупных затрат на технологические инновации произошел сдвиг в пользу высокотехнологичных
отраслей промышленности и сферы научных исследований и разработок. В результате в лидеры по инновационной активности вышли федеральные округа и группа субъектов РФ с наибольшей наукоемкостью общественного производства. Произошло выравнивание групп субъектов РФ с высокой, средней и низкой наукоемкостью по объемам затрат на технологические инновации и выплат средств по импорту технологий. Автор полагает, что эти изменения в отечественной инновационной системе свидетельствуют о реальных возможностях
перехода к интенсивному типу воспроизводства.

Ключевые слова: импорт технологий, инновации, интенсивность, наукоемкость,
научные исследования и разработки, производство, регионы

КОРЕПАНОВ Евгений Николаевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН, e-mail: lborovikova@mail.ru


Дмитрий ЗАВЬЯЛОВ

Оценка перспективности кластерной политики в регионах Российской Федерации

Создание кластерных структур и формирование системы государственной поддержки предпринимательства субъектов агропромышленного бизнеса требуют выделения групп территорий, где имеются необходимые ресурсы для развития данной формы кооперации, где она может проявить свою эффективность. Анализ теории и мировой практики кластеризации показал,
что важнейшую роль в поддержке развития агропромышленного бизнеса играет государство. При этом можно выделить две модели государственной поддержки кластеризации −– либеральную, основанную на преимущественно рыночном подходе к формированию кластеров, и дирижистскую, предполагающую целенаправленное создание кластерных структур при более непосредственном участии государства. Для масштабных
территорий Российской Федерации характерно сочетание обеих моделей, что обеспечивает как развитие предпринимательской инициативы
на местах, так и решение общегосударственных стратегических задач развития регионов.
Выявление перспективных территорий для создания и развития агропромышленных
кластеров в данном исследовании базируется на определении специализации территорий, оценке потенциала трудовых ресурсов с учетом
их динамики, а также матричных методах анализа для определения возможности реализации кластеризации экономики в разрезе отраслей народного хозяйства и регионов. Основываясь на данных государственной статистики средствами аналитической платформы Deductor на основе алгоритма k-means, были выявлены регионы со сходными характеристиками.
Параметрами группировки выступают коэффициенты локализации в таких отраслях, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность,
а также показатели, характеризующие занятость населения и ее динамику на примере Центрального федерального округа. Такой подход помог выявить группы областей для создания кластерных структур, что позволяет существенно сократить вариативность методов управления кластерами на территориях РФ.

Ключевые слова: агропромышленный бизнес, валовый региональный продукт, государственная политика, занятость, кластеры, локализация

ЗАВЬЯЛОВ Дмитрий Вадимович, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринима-тельства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: zavyalov_d@inbox.ru


Ирина ДОМНИНА

Потенциал инновационного развития региональной экономики

На фоне снижения инвестиционного рейтинга России и ухудшения макроэкономической
ситуации особую важность приобретают вопросы реализации
инвестиционного потенциала региональной экономики. Возможности вложения средств в региональные активы и результаты реализации инвестиционных
намерений инвесторов зависят от множества факторов; они выражаются в показателях инвестиционной активности российских регионов. Оценка динамики инвестиционных процессов свидетельствует об отсутствии устойчивого положительного тренда и о количественном уменьшении инвестиционных возможностей регионов. В таких условиях именно качество и инновационное наполнение региональных инвестиций позволило
бы усилить роль субфедерального звена в реализации приоритетов российской экономики.

Ключевые слова: инвестиционная активность регионов, инвестиционный
потенциал, конкурсы инвестиционных проектов, региональная инновационная экономика, формы государственной поддержки

ДОМНИНА Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: indfin.61@mail.ru

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Александра ОДИНЦОВА

Местное самоуправление как институт развития

Институты развития рассматриваются в качестве необходимой предпосылки
формирования инновационно ориентированной экономики. Вместе с тем их перечень обычно ограничивают совокупностью организаций, задача которых – стимулирование инновационных процессов и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Автор статьи выступает против априорного отнесения какой-либо организации к институтам развития. На основе анализа содержания
терминов «институт» и «развитие» им предлагается более широкая трактовка содержания понятия «институт развития». Обосновывается точка зрения, согласно которой при определенных условиях к институтам развития можно отнести институт местного самоуправления.

Ключевые слова: институт развития, локальное управление, межмуниципальное
сотрудничество, местное самоуправление, муниципально-частное партнерство, стратегическое планирование

ОДИНЦОВА Александра Владимировна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: Aleksod@yandex.ru


Сергей СЛАБОВ

Властные отношения с позиций концепции социального обмена

современном мире произошло радикальное изменение природы властных отношений. Классическая интерпретация властных отношений, как рациональных по своей форме и асимметричных по своему содержанию, ушла в прошлое. Современные властные отношения различных уровней иерархической структуры и территориального управления, руководителей и подчиненных носят симметричный характер, где все большее значение играют не прямое директивное руководство одних и бездумное исполнение других, а обмены и переговоры, а также различного рода игры. Большие возможности для описания и анализа современных властных отношений дает сформированная в 60-х гг. прошлого века теория социального обмена.

Ключевые слова: властные игры, властные отношения, организация, ресурсы власти, социальный обмен

СЛАБОВ Сергей Сергеевич, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы современных социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: ssslabov@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наталия ЗВЕРЕВА

Университетская школа исследований народонаселения Д.И. Валентея

Проблемы народонаселения, включая демографические проблемы, относятся к числу непреходящих общественно-экономических проблем. Специфика школы Д.И. Валентея – комплексный, междисциплинарный подход к исследованию
развития населения (и его воспроизводства) в единстве его двух частей: содержательной части, отвечающей на вопросы «почему?» и «для чего?» (что принципиально важно для общества), и описательной части, дающей ответ на вопрос «как происходит развитие?» (и воспроизводство населения). Эти ответы имеют своей целью дать научную основу принятия
управленческих решений, оптимизацию финансовых потоков в единой системе регулирования процессов развития (и воспроизводства) населения на общегосударственном, региональном, муниципальном уровнях.

Ключевые слова: воспроизводство населения, комплексный подход, междисциплинарный подход, проблемы населения, развитие населения, система знаний о народонаселении, теория населения (демографическая теория)

ЗВЕРЕВА Наталия Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры народонаселения экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: zvereva 52@yandex.ru


Таисия БАРАНЕНКОВА

Демографическая ситуация в России: региональные различия и деформации

На основе анализа статистической информации дана характеристика демографической ситуации в стране; выявлены наиболее неблагополучные регионы по критериям естественного и механического движения населения.
Исследованы деструктивные последствия демографических процессов в регионах и представлены некоторые рекомендации по их сокращению.

Ключевые слова: депопуляция, миграция, расселение населения, рождаемость,
семья, смертность

БАРАНЕНКОВА Таисия Алексеевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра политики занятости и социально-трудовых отношений Института экономики РАН, e-mail: agastya73@mail.ru


Виктор ЧЕРЕПАНОВ

Кавказские Минеральные Воды: проблемы и поиск решения

На территориях, входящих в комплекс Кавказских Минеральных Вод, исторически возникли и в последнее время получили обострение социальные противоречия в таких областях, как землепользование, градостроительство,
миграционные процессы, хозяйственная деятельность и др. При этом противоречия эти, будучи тесно взаимосвязаны между собой, представляют собой разновидности общего противоречия между целевым назначением Кавказских Минеральных Вод и реальными общественными отношениями, складывающимися между различными субъектами. Такая ситуация требует
принятия общегосударственных мер. С учетом этого автором предлагается
установить в этом регионе ряд специальных правовых режимов, закрепив их договорами между Российской Федерацией и субъектами РФ, на территории которых расположены Кавказские Минеральные Воды.

Ключевые слова: договоры между Российской Федерацией и ее
субъектами, Кавказские Минеральные Воды как особо охраняемый эколого-
курортный регион, ограничение миграции, специальный правовой
режим, федеральный курорт

ЧЕРЕПАНОВ Виктор Алексеевич, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации,
профессор кафедры права Ставропольского государственного аграрного университета, e-mail: sigma45@yandex.ru

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Антон ГАЛУХИН

Финансовая устойчивость доходной базы бюджетов регионов: состояние и оценка результативности ее управления

Финансовая устойчивость доходной базы бюджета региона представляет собой способность бюджета обеспечивать выполнение полного комплекса расходных полномочий органов публичной власти.
Анализ текущего состояния территориальных общественных финансов позволил
выявить ключевые проблемы стабильного наполнения казны регионов СЗФО: сохранение значительной степени зависимости формирования доходной
части территориальных бюджетов от Федерального центра, рост дефицита собственных доходных возможностей территорий по реализации закрепленных за регионами расходных обязательств, многократный рост объема возврата неизрасходованных целевых трансфертов в федеральный бюджет в результате несвоевременного предоставления финансовой помощи,
рост рисков неплатежеспособности территорий.
Эффективным инструментарием оценки результативности управления финансовой устойчивостью доходной базы территориальных бюджетов может быть использование модели «управления результатами». Апробация предлагаемой методики на материалах регионов СЗФО выявила снижение результативности управления финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов регионов вследствие сохранения значительной финансовой зависимости
от Федерального центра, усугубление проблем межбюджетного взаимодействия, возрастание остроты долгового кризиса регионов.
Это позволило определить основные направления повышения результативности
управления финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов регионов: повышение финансовой автономии регионов, модернизация межбюджетного
взаимодействия, совершенствование долговой политики, развитие
доходного потенциала территорий.

Ключевые слова: доходная база бюджетов, методический инструментарий,
общественные финансы, результативность управления

ГАЛУХИН Антон Викторович, младший научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий РАН, e-mail: antongalukhin@yandex.ru

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Людмила ЛЫКОВА

Налоговая система Великобритании в условиях финансового кризиса

Налоговая система Великобритании исторически базируется преимущественно
на прямых налогах. Роль косвенных налогов также существенна в сравнении со взносами на социальное страхование. В ходе финансового кризиса 2008–2009 гг. и после него существенные изменения были внесены в индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость. Был также введен новый налог на выплату вознаграждений в банках. Антикризисные изменения касались налоговых ставок, порядка расчета налоговой базы и налоговых вычетов и скидок. Эти изменения были направлены на поддержку экономической активности в период кризиса и рост доходов бюджетной системы в период рецессии. Местные налоги, роль которых в формировании консолидированного бюджета
страны незначительна, не подверглись существенным изменениям в ходе и после кризиса.

Ключевые слова: бюджет, Великобритания, индивидуальный подоходный
налог, местные налоги, налог на выплаты вознаграждений в банках, налоги, налоговая система, финансовый кризис

ЛЫКОВА Людмила Никитична, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: lykoval@inecon.ru


Ирина БУКИНА

Налоговая система и налоговый федерализм в Германии

Налоговая система Германии характеризуется высокой налоговой нагрузкой. Основная часть доходов консолидированного бюджета формируется за счет т.н. совместных налогов – налогов, доходы от которых распределяются по уровням бюджетной системы. Совместные налоги играют особую роль в системе налогового федерализма в Германии, обеспечивая не только вертикальное,
но и горизонтальное выравнивание. В целях борьбы с последствиями кризиса 2007 г. совместные налоги подверглись некоторым модификациям: были внесены изменения в условия налогообложения подоходным налогом, налогом на прибыль и НДС. В работе проведен статистический анализ вариации налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы до и после
распределения совместных налогов. Этот анализ показал, что система налогового федерализма в Германии позволяет обеспечить относительную устойчивость налоговых доходов на местном уровне, в условиях кризиса перекладывая
риски на федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Ключевые слова: антикризисные меры, налоговый федерализм, налогообложение,
фискальная политика, ФРГ

БУКИНА Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: bis.email@gmail.ru