поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (77) ЗА 2015-й ГОД

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Сергей ВАЛЕНТЕЙ, Сталина БЕЛОЗЕРОВА, Евгений БУШМИН, Владимир БУРЛАЧКОВ, Евгений БУХВАЛЬД, Галина ГАГАРИНА, Ксения ЕКИМОВА, Елена ЗВОНОВА, Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА, Ирина КАРАВАЕВА, Анастасия КНЯЗЕВА, Любовь МАРШАВИНА, Лариса ПАВЛОВА, Владимир СЛЕПОВ, Елена УСТЮЖАНИНА, Руслан ХАСБУЛАТОВ

Реиндустриализация экономики России или продолжение либерального курса?

Современные проблемы отечественной экономики вызваны не столько санкциями, сколько ошибочностью политики либерализации. Ее основу более 20 лет составляла идея минимизации участия государства в технологическом обновлении отечественной промышленности; в регулировании системы трудовых отношений; в подготовке кадров. В результате, отечественное машиностроение – основа экономического роста – или разрушено, либо настолько устарело, что оказалось не только не способно ответить на вызовы XXI в., но и обеспечить экономическую безопасность страны в условиях санкций. В этом же направлении действовало и ограничение участия регионов в развитии промышленного потенциала. По этим и иным причинам уровень задач, которые предстоит решить в России, во многом схож с теми, которые в конце 1920-х гг. решались в преддверии индустриализации советской промышленности.

Ключевые слова: муниципалитеты, налогово-бюджетные механизмы, регионы, реиндустриализация, социально-трудовые отношения, стратегическое планирование

ВАЛЕНТЕЙ Сергей Дмитриевич, главный редактор, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: SValentey@yandex.ru
БЕЛОЗЕРОВА Сталина Михайловна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: stalina_m@sumail.ru
БУШМИН Евгений Викторович, кандидат экономических наук, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, e-mail: bushmin@senat.gov.ru
БУРЛАЧКОВ Владимир Константинович, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) МИД России, e-mail: vkburk@gmail.com
БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, заместитель главного редактора, доктор экономических наук, профессор, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: buchvald@mail.ru
ГАГАРИНА Галина Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: galina_gagarina@mail.ru
ЕКИМОВА Ксения Валерьевна, доктор экономических наук, профессор, начальник Управления организации научно-исследовательских работ Российского экономи-ческого университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: ekimovak2003@yandex.ru
ЗВОНОВА Елена Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и цен Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; заведующая кафедрой «Мировые финансы» в Финансовом университете при Правительстве РФ, e-mail: zvonavaelena@yahoo.fr
ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: milena-gligic@yandex.ru
КАРАВАЕВА Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Института экономики РАН; главный научный сотрудник Института экономики РАН; профессор Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ikaravaeva@inecon.ru
КНЯЗЕВА Анастасия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: akniazeva.rea@gmail.com
МАРШАВИНА Любовь Яковлевна, доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения оссийского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: kafstat@mail.ru
ПАВЛОВА Лариса Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail: nalogovayapolitika@yandex.ru
СЛЕПОВ Владимир Александрович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: kaffin@rea.ru
УСТЮЖАНИНА Елена Владимировна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: dba-guu@yandex.ru
ХАСБУЛАТОВ Руслан Имранович, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: 9585015@mail.ru

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Кирилл СТЕПАНОВ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Выделение территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке является составной частью стратегии формирования инновационно ориентированной экономики. Основными целями функционирования таких территорий являются: создание благоприятной среды для обитания; привлечение инвестиций; организация новых производств несырьевых товаров, предназначенных в т.ч. для поставок на экспорт. В статье выделяются предпосылки, основные направления и механизмы функционирования указанных территорий, рассматриваются проблемы, связанные с процессом их формирования в Дальневосточном федеральном округе.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, налоговые каникулы, преференции, резидент, территории опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР, управляющая компания

СТЕПАНОВ Кирилл Игоревич, заведующий базовой кафедрой Минвостокразвития РФ Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, статс-секретарь-заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока, e-mail: s.makarevich@minvostokrazvitia.ru

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Илшат БАХШИЕВ

Сохранение археологического наследия в Республике Башкортостан

Одной из ключевых проблем государственной охраны археологических памятников республики является хроническое недофинансирование этой сферы. Проведенные исследования позволили сформулировать основные направления стратегии по решению вопросов сохранения культурного наследия республики, среди которых важнейшими являются: расширение сети историко-культурных музеев-заповедников с выраженным археологическим кластером и проведение работ по определению границ территорий объектов археологического наследия с последующим включением данных в земельный кадастр.

Ключевые слова: археологические музеи-заповедники, археологический мониторинг, историко-культурное наследие, нормативно-законодательная база, охрана и использование археологического наследия, спасательная археология

БАХШИЕВ Илшат Интизам, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологического наследия Южного Урала Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, e-mail: ibahsh@gmail.com

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Владимир МУКОМЕЛЬ

Свои «иные»: внутрироссийские иноэтничные мигранты в Московском мегаполисе

Концентрация в Московском мегаполисе мигрантов вызывает напряжение между принимающим населением и мигрантами. Потенциал консолидации московского социума – в реализации мер по адаптации и интеграции мигрантов, в первую очередь для выходцев из регионов Северного Кавказа, к которым население относится особенно настороженно. В статье рассматриваются факторы, уровень и возможности интеграции в Московском мегаполисе внутрироссийских мигрантов, принадлежащих к «видимым меньшинствам». Успешность интеграции приезжих определяется не только их социально-демографическими характеристиками, опытом миграции, материальным положением, но и их ценностными ориентациями, не отличающимися кардинально от характерных для москвичей. Политика консолидации московского сообщества должна учитывать особенности ценностных ориентаций приезжих, которые не являются существенным препятствием для их интеграции.

Ключевые слова: «видимые меньшинства», внутренние мигранты, интеграция, мигранты, ценности, ценностные ориентации

МУКОМЕЛЬ Владимир Изявич, доктор социологических наук, заведующий сектором Института социологии РАН, e-mail: mukomel@isras.ru


Олег СУХАРЕВ

Изменение доктрины денежно-кредитной и бюджетной политики в условиях рецессии

Явление рецессии определяет развитие российской экономики, но контуры макроэкономической политики, имеющей целью преодоление рецессии, центральное место в которой занимает денежно-кредитная и бюджетная политика, не просматриваются. Причина состоит в том, что основные инструменты денежно-кредитной и бюджетной политики не сориентированы на решение такой задачи. В статье определяются общие проблемы денежно-кредитной и бюджетной политики, выделяются основные направления их изменения. В качестве наиболее действенных обосновываются принципы «процентного портфеля» и «плохого баланса» с тем, чтобы снизить величину отрыва в развитии финансов и обрабатывающих секторов экономики, поскольку организация экономического роста только на сырьевых секторах и услугах не может обеспечить долгосрочного устойчивого роста.

Ключевые слова: бюджетная политика, денежно-кредитная политика, принцип «плохого баланса», «процентный портфель», рецессия, структура экономики

СУХАРЕВ Олег Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий Сектором институционального анализа экономической динамики Института экономики РАН, e-mail: o_sukharev@list.ru

ВОПРОСЫ ПРАВА

Виктор КРИВОВ, Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Оценка регулирующего воздействия в обосновании государственных решений

Внедрение методов социологии законодательства и оценка регулирующего воздействия (ОРВ) в процесс принятия решений и законотворчества становится в современной России все более актуальной для органов государственного управления. Хорошим примером работы механизма ОРВ при принятии законодательных актов является деятельность Совета Федерации. В деятельности верхней палаты российского парламента ОРВ стала неотъемлемым элементом при рассмотрении всех социально значимых законопроектов. В статье кратко изложены основные этапы становления системы ОРВ в Российской Федерации, дается оценка ее эффективности.

Ключевые слова: законотворческий процесс, открытость органов власти, оценка регулирующего воздействия, социология законодательства, экспертиза государственных решений

КРИВОВ Виктор Дмитриевич, доктор экономических наук, заведующий кафедрой социологии и менеджмента общественных процессов Высшей школы современных социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: VKrivov@mesi.ru
ВЛАДИМИРОВ Дмитрий Георгиевич, кандидат экономических наук, начальник отдела информационной политики и контентного анализа Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, e-mail: DGVladimirov@senat.gov.ru


Владимир КОЧЕТКОВ

Современные дискуссии о генезисе российского конституционализма

Вопрос о происхождении российского конституционализма, исходной точки, этапах развития и его характеристиках всегда волновал представителей современной отечественной правовой науки. Существуют две основные позиции относительно происхождения российского конституционализма. Представители первой считают, что идеи конституционализма в России имеют свои давние традиции, уходящие корнями в глубь веков. Вторая позиция (так называемая теория полной рецепции) сводится к утверждению о его заимствовании. По нашему мнению, оба подхода страдают односторонностью, вытекающей из абсолютизации в одном случае уникальных, в другом случае – универсальных характеристик конституционализма. Давая критический анализ этих теорий, автор на основе аксиологической интерпретации конституционализма и гносеологии понятия «конституционный вопрос» определяет исходную точку генезиса российского конституционализма.

Ключевые слова: конституционное правосознание, конституционный вопрос, российский конституционализм, свобода, справедливость, человеческое достоинство

КОЧЕТКОВ Владимир Валерьевич, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института прав человека Российского Государственного Социального Университета
(г. Москва), e-mail: vovov69@mail.ru

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Владимир МИРОШНИК

Упразднение Советов народных депутатов и первые выборы в органы местного самоуправления (1993–1997 гг.)

Одним из ключевых положений Конституции 1993 г. стало положение об отделении местного самоуправления от системы органов государственной власти. Процесс децентрализации власти привел к многообразию подходов к вопросам организации местного самоуправления, а во многих регионах – к противостоянию между законодательными и исполнительными ветвями власти. В статье проведена группировка регионов России в зависимости от глубины и форм разрешения возникших противоречий. К первой группе отнесены регионы, где интересы органов государственной власти и сторонников местного самоуправления удалось гармонизировать. Вторую группу сформировали регионы, где местное самоуправление развивалось лишь формально, ожидая принятия соответствующих федеральных законов. Третья группа представлена регионами, которые откровенно игнорировали местное самоуправление или ставили его в жесткое подчинение. В статье рассмотрен опыт проведения первых выборов в органы местного самоуправления, участия в них общественно-политических движений и партий начала законотворческой деятельности в сфере местного самоуправления.

Ключевые слова: администрация, выборы, глава муниципального образования, депутат, закон, избирательная кампания, местное самоуправление, муниципальное образование, представительный орган местного самоуправления, регион

МИРОШНИК Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент, советник председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, e-mail: ef@kemtipp.ru


Тамара ЗАХАРОВА

Якутское земство и охрана порядка в 1918 г.

Большевистский переворот вызвал глубочайший кризис центральной власти в России. Ее крайне низкий авторитет в 1917–1918 гг. привел на окраинах государства к попыткам формирования альтернативных форм государственной власти, результатом которых стало перераспределение функций прежде выполнявшихся центральной властью из столицы Российского государства на его периферию. На примере Якутии, оставшейся без органов центральной исполнительной власти, показано, как местное земство решало проблему организации самообороны, выполняя таким образом функции главного органа управления областью. На основе архивных и опубликованных документов, а также мемуаров впервые рассматриваются вопросы формирования и деятельности Якутской областной земской милиции, состояния дисциплины, ее участия в боях за город в июне 1918 г.

Ключевые слова: гражданская война, земская милиция, земство в Якутии, организация самообороны, Якутская область

ЗАХАРОВА Тамара Викторовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, e-mail: ztv2001@mail.ru

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Павел БАЙМАТОВ

Финансово-экономические аспекты реализации права граждан на социальное обеспечение в России

Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Одной из ключевых задач государства является организация и обеспечение финансирования общефедеральной системы социального обеспечения, реализации права на социальное обеспечение с учетом федеративного устройства государства при складывающейся ограниченности финансовых ресурсов. В статье делается вывод, что важнейшим элементом реализации права граждан на социальное обеспечение является финансово-экономическая составляющая, требующая реформирования, в т.ч. путем оптимизации контрольно-надзорных инструментов, а также содействие благотворительной деятельности граждан и организаций, развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги.

Ключевые слова: Конституция, монетизация, полномочия, социальное обеспечение, финансы, экономика

БАЙМАТОВ Павел Николаевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: baymatov.pavel@yandex.ru


Александр ИВАНОВ

Партийные и советские органы в период перестройки (на примере Смоленской области)

В статье анализируются кадровое обеспечение советских органов в период перестройки и изменение численного состава партийного аппарата в середине 1980-х гг. на примере Смоленской области. Рассматриваются проблемы раздела имущества советских и партийных органов после событий августа 1991 г.

Ключевые слова: номенклатура, партийные и советские органы, перестройка 1985–1991 гг., Совет народных депутатов Смоленской области

ИВАНОВ Александр Михайлович, старший преподаватель юридических дисциплин Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, филиал в г. Смоленске, e-mail: sfivesep4@yandex.ru


Роман КАРАСЕВ

Разграничение компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и иных судебных органов при осуществлении нормоконтроля

Осуществление нормоконтроля является важной функцией судебных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина. В статье рассматриваются понятия «судебного нормоконтроля» и «конституционного контроля», определяется их соотношение, а также проблемы разграничения компетенции судебных органов, осуществляющих нормоконтроль. Автор делает вывод, что понятия «нормоконтроль» и «конституционный контроль» соотносятся как общее и частное. Последнее следует рассматривать не только как способ устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина, но и как элемент правовой охраны конституции, средство обеспечения ее верховенства. Проблема разграничения компетенции судов, осуществляющих нормоконтроль, по мнению автора, может быть решена путем использования института судебного запроса.

Ключевые слова: арбитражный суд, конституционный контроль, Конституционный Суд, Конституция, нормативные акты, нормоконтроль, судебные органы, судебный запрос

КАРАСЕВ Роман Евгеньевич, аспирант Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: postservice_91@mail.ru


Мария КУРОШЕВА

ЗЕМСКИЕ ГЛАСНЫЕ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ (1865–1889 гг.)

Процесс введения земства на территории губерний Российской империи был неразрывно связан с развитием избирательного процесса и участием населения в земских выборах. На примере Смоленской губернии в статье показано, что избирательный процесс зачастую сопровождался подозрениями в подкупе крестьян со стороны дворянства и купечества. Сложными были и взаимоотношения внутри земских собраний между земцами, являвшихся представителями различных социальных слоев российского общества. Нередко велась борьба так называемых «земских партий» – групп земцев, объединенных единством образа мыслей, симпатий и антисимпатий. В статье делается вывод, что в земствах больше всего было представителей от дворян, а в рамках Смоленского земства наблюдалось соперничество сословных групп, что отражало сложный процесс модернизации страны.

Ключевые слова: земские гласные, «земские партии», избиратели, избирательные съезды, избирательный процесс, «хлудовская эпопея»

КУРОШЕВА Мария Сергеевна, Менеджер Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы Российской Федерации, г. Смоленск, e-mail: mahrusha_89@mail.ru


Ксения МАТРЁНИНА

Роль электронного голосования в обеспечении всеобщего избирательного права

В демократическом обществе выборы являются важнейшим инстру-ментом принятия решений. Электронное голосование представляет собой новый, развивающийся механизм избирательного процесса, реализующийся в России в форме комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования на выборах. Самой большой проблемой при электронном голосовании является обеспечение принципа всеобщего избирательного права. Значительный опыт в решении этой проблемы накоплен субъектами Уральского федерального округа, использующими программы по повышению компьютерной грамотности населения.

Ключевые слова: всеобщее избирательное право, выборы, Интернет, компьютерная грамотность, электронное голосование

МАТРЁНИНА Ксения Юрьевна, аспирант Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: kseniya.matr@yandex.ru


Максим ФЕДОРЕЦ

Совершенствование принципов государственно-территориального устройства Российской Федерации

Основу государственно-территориального устройства формируют отношения между центральной властью и региональными органами управления. На сегодняшний день государственно-территориальное устройство России характеризуется сложным переплетением национального и территориального факторов. Несмотря на конституционное положение о равноправии субъектов Федерации, есть все основания говорить о преимуществах республик в составе Российской Федерации. В статье обосновывается тезис о необходимости формирования симметричной федерации с оптимальной государственно-территориальной структурой. Однако создание симметричной федерации требует формирования определенных предпосылок и времени,
а потому упрощенные решения здесь недопустимы.

Ключевые слова: принципы государственного деления, субъект Российской Федерации, федерализм, федерация, форма государственного устройства

ФЕДОРЕЦ Максим Николаевич, аспирант Института государства и права Тюменского государственного университета, e-mail: memphis72@mail.ru