поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (45) ЗА 2007-й ГОД

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА, Николай ДОБРЫНИН

Федеративное государство и самоорганизация: опыт синергетического анализа

Существующие модели государственной власти и ее территориальной организации все менее и менее являются адекватным ответом на вызовы времени. Их необходимо корректировать.
Федеративное государство должно искать принципиально новые формы своего устройства и способы функционирования в гражданском обществе.
В работе представлены первые результаты трансдисциплинарного синергетического подхода к моделированию федеративного государства как сложной открытой самоорганизующейся социальной системы.

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, ведущий советник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
ДОБРЫНИН Николай Михайлович, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Татьяна СКУФЬИНА, Сергей БАРАНОВ

Региональное развитие России в свете циклически волновых представлений

Для объективного отражения процессов территориального развития России в региональной экономике должны использоваться разные теоретико-методологические подходы к их описанию и интерпретации.
Статья посвящена анализу региональных движений, в ней сформулирован ряд рекомендаций по управлению территориальным развитием в РФ. Подчеркивается, что общая линия должна быть в большей степени направлена на преодоление условий, закрепляющих недооформленность индустриальных и постиндустриальных начал, чем на организацию отдельных процессов, соответствующих тенденциям информационного общества. Для этого важна большая динамичность и масштабность изменений в сфере взаимоотношений регион-центр на основе демократического механизма координации и согласования интересов всех субъектов регионального развития.

СКУФЬИНА Татьяна Петровна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН
БАРАНОВ Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, старший научный сотрудник Кольского регионального сейсмологического центра РАН


Василий ФИЛИППОВ

Теоретико-методологические основания "советской теории этноса"

Статья посвящена истории отечественной этнологии. Примат идеологии над наукой искорежил российское гуманитарное знание и губительно сказался на всех отраслях отечественного обществоведения. Но ни одна обществоведческая дисциплина не испытала на себе такого разрушительного влияния господствовавшей идеологии, ни для одной из них последствия методологического единомыслия не стали столь фатально губительными как для теоретической этнологии.

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, доктор исторических наук, заведующий сектором этнической регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африка РАН

ВОПРОСЫ ПРАВА

Людмила РЖАНИЦЫНА

Роль государства в защите детей в разведенных семьях: обеспечение детей алиментами

Проблема алиментов мало интересна и обществу и государству. Она рассматривается как нечто частное и малозначимое в системе социальных отношений. Между тем она касается примерно 4,5 млн. детей.

РЖАНИЦЫНА Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН


Алексей ХВОЩИН

Конституционно-правовые аспекты экономического федерализма в России: необходимость преобразований

С начала 1990-х гг. в России федеративные отношения оказались в значительной степени замкнуты на экономических вопросах. Проблема соотношения суверенитета Российской Федерации и ее субъектов, разграничения предметов ведения и полномочий требовала адекватного экономического решения.
В статье представлен комплекс мер для создания жизнеспособной децентрализованной системы публичной власти и управления, системы широкого сотрудничества властей всех уровней.

ХВОЩИН Алексей Александрович, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института государства и права Тюменского государственного университета

ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ

Анна ПОПОВА

Роль центральной и местной власти в процессе реализации судебных реформ

Статья анализирует процесс взаимодействия центральных и местных органов власти в реализации судебной реформы на основе изучения российского законодательства ХIХ ХХI вв., архивных материалов, газетных публикаций. Показано значение местных и центральных органов власти в вопросе финансирования судебной системы, особое внимание уделено роли местных органов при введении мирового суда, сделаны выводы о целесообразности привлечения местных бюджетов к финансированию судебной власти.

ПОПОВА Анна Дмитриевна, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Рязанского филиала Академии права и управления Российского совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск


Сергей ЛЮБИЧАНКОВСКИЙ

Кризис губернского управления регионами в позднеимперской России

В конце ХIХ - начале ХХ вв. Российская империя переживала глубокий кризис, имеющий системный характер. Одной из его составляющих был кризис российской государственности. Но сводить его к вопросам сложного становления партийно-парламентской системы на процессы принятия ответственных решений было бы неоправданным сужением проблемы.
Аннотируемая статья посвящена смене парадигмы в вопросе управления регионами, произошедшей на заключительном этапе существования Российской империи в среде высшего руководства государством. В условиях Первой русской революции власть пошла на частичное изменение формы правления и политического режима, в результате чего в России произошло становление конституционной монархии и партийно-парламентской системы. В экстремальных условиях Первой мировой войны власть готова была встать на путь изменения государственного устройства империи. Речь не шла об одномоментном полномасштабном переходе к федерализму, однако, вне всякого сомнения, планировался крупный шаг в направлении существенной корректировки территориальной организации населения, оказывающей серьезное влияние на объем и качество прав и свобод населения.

ЛЮБИЧАНКОВСКИЙ Сергей Валентинович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Поволжского филиала Института российской истории РАН, лауреат конкурса РАН для молодых ученых

ПОЛЕМИКА. ИНФОРМАЦИЯ

Михаил КУРЖИЯМСКИЙ

Становление информационно-коммуникативного общества

В аннотируемой статье рассматривается процесс становления нового типа общества, в котором информация и коммуникации начинают играть роль главных движущих сил развития вне зависимости от формы (унитарной, федеративной) национальной государственности.

КУРЖИЯМСКИЙ Михаил Юрьевич, заместитель губернатора Тверской области


Владимир СЕЛИН

Как же все-таки решается проблема "северного изоляционизма"?

Социально-экономические процессы на Севере отличаются повышенной неустойчивостью. По отношению к средним по стране показателям, в большинстве из здешних регионов очень высокая безработица, запредельные тарифы на ЖКУ, низкая транспортная доступность и плохое качество жизни.
Как следствие - очень высокая миграция, за последние 15 лет население этих территорий уменьшилось на 2 миллиона человек, обезлюдели сотни поселений.
Нужно хорошо подумать, прежде чем начинать новый эксперимент с районными коэффициентами.

СЕЛИН Владимир Степанович, доктор экономических наук, заместитель председателя комитета Мурманской областной думы по бюджету, финансам и налогам

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Наталья ИСАЕВА

Особенности формирования бюджета Пермского края в условиях переходного периода

В силу ряда объективных причин регионы Российской Федерации находятся на различных уровнях экономического развития.
В настоящее время политика слияния территорий по принципу "бедный регион" плюс "богатый регион" становится все более актуальной. Однако, решение об объединении принимаются субъективно, не опираясь на научную и методологическую базу. Все это говорит о том, что на данном этапе необходимо разработать единые правила финансирования объединяющихся территорий. Пока же субъекты объединения обеспокоены тем, что решения по финансированию укрупняющихся регионов принимаются федеральными властями индивидуально.

ИСАЕВА Наталья Геннадьевна, аспирантка Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации


Алексей КАЗАННИКОВ

Трансформация системы аграрных отношений

Аграрные отношения в условиях трансформации социально-экономического уклада представляют собой сложную многоступенчатую многофункциональную систему экономических отношений, складывающихся в агропромышленном комплексе в связи с процессом сельскохозяйственного производства, сопряженного с землевладением и землепользованием, использованием средств и предметов труда.
Аннотируемая статья посвящена проходящим в постсоветский период аграрным преобразованиям в России. Подчеркивается, что эти преобразования носили революционный оттенок, характеризовались быстрой сменой режимов и форм хозяйствования, экономического уклада. В связи с этим весь период реформ сопровождался кризисными явлениями во всех отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве, при этом он был скоре закономерностью, чем случайностью. Процесс трансформации сельского хозяйства отличался цикличностью и отражал общую тенденцию экономического развития, проходящей в условиях цейтнота.
В статье подчеркивается, что темпы и сроки проведения реформирования земельно-аграрных отношений, его институциональных основ зависят от варианта выбранного пути развития. Как показывает практика рыночных преобразований, эффективнее оказывается путь эволюционного развития аграрной системы. Это обуславливается не столько спецификой аграрного производства, сколько самой природой трансформационных процессов.

КАЗАННИКОВ Алексей Афанасьевич, аспирант Института экономики РАН


Роман КИЧАНОВ

Роль национального проекта "доступное жилье" в решении жилищной проблемы

Решение социальных проблем жизнеобеспечения населения становится приоритетным направлением в социально-экономической политике страны. Проблемы эти сложны, многоаспекты и ресурсоемки. В их ряду одно из центральных мест занимает проблема жилья.
В работе представлен анализ нацпроекта "доступное жилье". Главная сложность этого проекта состоит в том, что он основан на институциональных преобразованиях, а не просто на росте финансовых вливаниях со стороны государства. Его реализация невозможна без коренного преобразования всей системы использования жилого фонда страны, без перехода от административных методов управления к рыночным.

КИЧАНОВ Роман Иванович, аспирант Института экономики РАН


Сергей КУРОЧКИН

Первые шаги таможенной службы Российской Федерации

К 1994 г. была создана полноценная таможенная служба РФ, обеспечен таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, что заложило фундамент дальнейшего развития укрепления таможенной службы российского государства. В новых условиях принципиально изменялись место и роль таможенных органов в системе государственного управления.
Таможенная служба начала постепенно превращаться в один из инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, защиты экономических интересов и безопасности государства, наполнения доходной части федерального бюджета, освоения общепринятых мировых стандартов таможенного дела.

КУРОЧКИН Сергей Алексеевич, Аспирант факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова


Мария МОРОЗОВА

Дискуссии о кризисе социального государства Федеративной Республики Германии

Социально-экономические проблемы современной ФРГ делают очевидным факт, что существующую модель социальной рыночной экономики необходимо существенно модернизировать. Проблема буксирования немецких реформ в социальной сфере в том, что обновление социального государства ФРГ не имеет еще обоснованной и приемлемой для большинства концепции.
Современное немецкое общество на данном этапе едино в понимании того, что хотя необходимости демонтировать существующую систему социального государства можно и нужно избежать, есть существенные причины говорить о важности проведения реформ в социальной политике, и курс реформ должен базироваться на историческом переосмыслении опыта создания социального государства ФРГ. Именно поэтому тема исторического развития социального государства как никогда актуальна именно сегодня.

МОРОЗОВА Мария Равильевна, соискатель кафедры теории и истории международных отношений Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург)


Александр БУРНАСОВ

Реформа немецкого федерализма в начале ХХI века

Выборы 22 сентября 2005 года доказали потребность немецкого общества в переменах. Перед современной правящей элитой Герани стоит множество проблем, среди которых можно выделить следующие: Проблему массовой безработицы; Проблему консолидации государственных финансов и реформы налогообложения; Проблему дальнейшего ментального и экономического срастания востока и запада страны; Проблему укрепления правового государства и обеспечение безопасности граждан.
Вышеперечисленные проблемы невозможно решить без коренной реформы государственной власти. В связи с этим особый интерес вызывает необходимость реформы немецкого федерализма, как территориальной формы воплощения государственной власти и доказавшего в последние годы после объединения свою неэффективность.

БУРНАСОВ Александр Сергеевич, аспирант кафедры теории и истории международных отношений Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург)


Владимир РАБИНЗОН

Органы власти Тюрингии в период демократического транзита (1945-1949гг.)

В Тюрингии с 1945 по 1949 гг. была сформирована работоспособная система органов власти. Решающее влияние на ее формирование оказала политическая линия, осуществляемая органами Советской военной администрации (СВА). Основными проводниками этой линии были органы СВА и КПГ/СЕПГ (коммунистическая партии Германии и социалистическая единая партия Германия), которая благодаря поддержке оккупационных властей закрепила свой статус партии власти в Тюрингии и постепенно под присмотром органов СВА трансформировалась в так называемую "партию нового типа".

РАБИНЗОН Владимир Семенович, аспирант кафедры теории и истории международных отношений Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург)