поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (44) ЗА 2006-й ГОД

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Александр ШВЕЦОВ

Децентрализация федеральной региональной политики

В дореформенные годы централизация, питаемая многолетними традициями, стала доминирующим фактором государственной региональной политики. Однако в настоящее время централизованная модель исчерпала свои конструктивные возможности и стала тормозом территориального развития. Сохранение и усиление централизации в будущем не только не сможет дать положительного эффекта, но и повлечет за собой ухудшение ситуации.
В статье подчеркивается, что прорыв в сфере региональной политики возможен только на пути ее модернизации, позволяющей задействовать новые факторы развития территорий - децентрализацию ресурсов и полномочий, самостоятельность в принятии решений, конкуренцию и стратегический маркетинг, которые должны стать главными признаками новой региональной политики.

ШВЕЦОВ Александр Николаевич, доктор экономических наук, зам. директора Института системного анализа РАН


Владимир АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Репродуктивные ориентации и демографическая политика

Разработка политики по стимулированию рождаемости, чтобы быть эффективной, должна опираться на результаты исследований репродуктивного поведения, его детерминации.
Ключевую роль в решении проблемы выхода России из демографического кризиса дадут лишь три рождения. Поэтому рождение и воспитание в семьях вторых и особенно третьих детей должно поддерживаться существенно более значимыми социально-экономическими мерами.
Дифференциация мер социально-экономической поддержки семей в зависимости от числа детей будет выступать экономическим стимулом формирования репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей.
В аннотируемой статье подчеркивается, что необходимы также и иные меры, направленные на формирование потребности в таком числе детей. Прежде всего, это меры идеологического, воспитательного, информационного характера.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Владимир Николаевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


Ирина МЕРСИЯНОВА

Главы муниципалитетов о приоритетных национальных проектах

Ключевым вопросом государственной политики России является повышение качества жизни граждан. Однако конкретные действия, способствующие решению этих задач, реализуются на местах - в городах, поселках, селах и других населенных пунктах. От государства же зависит создание на институциональном уровне благоприятных условий для деятельности органов местного самоуправления, которые решают конкретные задачи, воплощая в жизнь идеи государственной важности в рамках четырех приоритетных направлений (образование, здравоохранение, строительство жилья и сельское хозяйство).
В статье рассматриваются вопросы: насколько актуальным является выбор этих приоритетов? Какие проблемы возникают в связи с их реализацией? От кого ожидают муниципалитеты помощи? Что еще необходимо предпринять для того, чтобы дать изменяющимся сферам стимул к движению вперед?

МЕРСИЯНОВА Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшей школы экономики, эксперт Ассоциации сибирских и дальневосточных городов


Андрей КОЗИЦЫН

Оценка эффективности создания интегрированных структур в металлургическом комплексе

Современный период развития России характеризуется тенденцией к стабилизации развития экономики и ее постепенному оживлению и наращиванию объемов производства. В то же время в результате инвестиционного кризиса практически во всех отраслях материального производства усилился процесс старения (морального и физического) производственного аппарата. Неудовлетворительными темпами развиваются экологически чистые и наукоемкие технологии.
Сказанное напрямую относится к металлургическому комплексу, который является второй отраслью в России после топливно-энергетического комплекса (ТЭК) по наполнению федерального бюджета и ведущей - по вкладу в валютные поступления страны.
Представленная статья посвящена работе Уральского горно-металлургического комбината и создания на его базе компании, объединяющей в одну технологическую цепочку предприятия горнодобывающего, металлургического, машиностроительного комплексов, предприятия металлообрабатывающей и кабельной продукции, распложенных в девяти регионах России. Это позволило концентрировать материальные и финансовые ресурсы на важнейших направлениях в интересах всех предприятий компании, минимизировать затраты при производстве конечной продукции, централизовать стратегическое планирование на основе формирования комплексных программ развития входящих в компанию предприятий, повысить жизненный уровень трудящихся и способствовать развитию благосостояния регионов.

КОЗИЦЫН Андрей Анатольевич, кандидат экономических наук, генеральный директор ООО "УГМК-Холдинг"

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Александр ТАТАРКИН, Нина ПЕРМИНОВА

Социально-экономические последствия ликвидации градообразующей отрасли

Статья посвящена ликвидации угледобывающей отрасли в Кизеловском угольном бассейне, расположенном на севере Пермской области.
На территориях, где вся инфрастуктура была ориентирована на угольную отрасль, осуществлялось закрытие нерентабельных шахт и разрезов (без надлежащего учета социально-экономических условий), что способствовало накоплению "критической массы" нерешенных проблем: встал вопрос о социальной защите высвобожденных работников, создании новых рабочих мест, возникла острая необходимость перестройки местной экономики. При этом процессы социально-экономической адаптации семей бывших работников реструктуризированной отрасли, с одной стороны, обуславливались социально-экономическим состоянием территорий, с другой - сами оказывали значительное влияние на положение региона.
Результаты исследования в целом показали: несмотря на средства государственной поддержки, выделяемые на программы местного развития, социальная напряженность на территории Кизеловского угольного бассейна остается высокой. Ответственность за сложившуюся ситуацию население возлагает на органы власти всех уровней управления.

ТАТАРКИН Александр Иванович, академик РАН, директор Института экономики УрО РАН
ПЕРМИНОВА Нина Ивановна, докторант Института экономики УрО РАН


Александр ТРУХОВ

Крупные города субъектов федерации в условиях муниципальной реформы

На современном этапе развития федеративной государственности в России муниципальная реформа, вступившая в силу с начала 2006 г., относится к числу наиболее важных и актуальных направлений экономических и социально-политических преобразований.
В то же время отсрочка полномасштабной и повсеместной реализации реформы, ее бюджетных составляющих, позволяет критически оценить ее ход и первые итоги.
В статье подчеркивается, что в странесоздана благоприятная возможность своевременно подготовить, обосновать и выбрать альтернативы некоторым положениям реформы с тем, чтобы более эффективно реализовать ее базовую гипотезу: развивать местное самоуправление как экономически самостоятельный и юридически совершенный институт гражданского общества, функционирующий в интересах социальной стабильности и роста качества жизни населения страны.
Более широкое введение института внутригородских муниципальных округов и их самостоятельных бюджетов позволит в еще большей мере реализовать позитивный потенциал нынешней муниципальной реформы, сделать укрепление муниципального звена управления дополнительным фактором ускорения социально-экономического развития страны и ее регионов.

ТРУХОВ Александр Иванович, начальник территориально-финансового управления г. Уфы

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Наталья ГАГАНОВА

Принцип субсидиарности в российском федерализме

Проводящиеся в России федеративная, муниципальная реформа и другие преобразования в сфере государственного строительства настоятельно требуют новых подходов и решений. Одним из таких незаслуженно забытых инструментов совершенствования отечественной модели федеративной государственности является принцип субсидиарности, который представляет собой механизм компромисса между общим благом и частными интересами, т.е. механизм определения, первичного закрепления и поддержания оптимального баланса между тенденциями централизации и децентрализации - основными факторами динамики развития любой государственной системы.
В статье подробно расписано совершенствование законодательной базы федеративных отношений на основе принципа субсидиарности.

ГАГАНОВА Наталья Андреевна, аспирант Института государства и права РАН


Михаил ТАРАКАНОВ

Федерализм России без зон политического дискомфорта

Принятие федерального закона ФЗ-122 явилось важной составляющей строительства федеративных отношений в России. Отдельные ошибки, допущенные в связи с поспешностью обсуждения этого закона, исправляются, что выражает оптимизм по поводу цивилизованного становления и развития основ федерализма в постсоветской России.
В статье выражена надежда по поводу того, что Правительство РФ не будет инициировать сомнительных разработок по "дискомфортному" районированию территории для выделения "Севера России" на основе изобретаемого в очередной раз интегрального балла, а предпримет конкретные шаги по повышению уровня жизни населения в рамках формирующихся в России цивилизованных федеративных отношений.

ТАРАКАНОВ Михаил Афанасьевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Наталия РАЙСКАЯ, Александр ФРЕНКЕЛЬ, Генрих ЧУБАКОВ

Инвестиционная неоднородность регионов России

Состояние инвестиционной деятельности в регионах целесообразно рассматривать в составе крупных территориальных структур системы управления государством - федеральных округов, принимающих на себя функции координации и согласования на своих территориях федеральной государственной региональной политики.
Уже на этом уровне прослеживаются различия в инвестиционных процессах, отражающих экономико-географическое положение регионов.
Аннотируемая статья посвящена анализу неоднородности инвестиционного пространства России.

РАЙСКАЯ Наталия Николаевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
ФРЕНКЕЛЬ Александр Адольфович, доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН
ЧУБАКОВ Генрих Николаевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН


Сергей НАРЫШКИН

Особые экономические зоны в системе привлечения иностранных инвестиций в России

Статья посвящена влиянию, которое оказывают особые экономические зоны (ОЭЗ) на общую инвестиционную привлекательность российской экономики, на количественные и качественные параметры притока иностранных инвестиций.
В то же время модель ОЭЗ будет играть роль необходимого, но далеко не самодостаточного элемента привлечения иностранных капиталов в российскую экономику. Чтобы и отечественный и зарубежный капитал более активно устремился в технически самые передовые отрасли, содействуя инновационному обновлению российской экономики, модель ОЭЗ следует дополнить другими инструментами государственной инновационно ориентированной политики, которая должна включать целевое использование средств Федерального инвестиционного фонда и Федерального венчурного фонда; развитие концессионных отношений, реформирование и укрепление общефедеральной и региональной научной базы. Для успеха ОЭЗ необходимо формирование новых финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих направление свободных капиталов в инновационный сектор российской экономики.

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич, кандидат экономических наук


Дмитрий КОМАРОВ

О совершенствовании мотивации регионов к развитию собственной доходной базы

В Бюджетном послании Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2007 году" В.В. Путин отметил необходимость "усовершенствовать методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с тем, чтобы снизить иждивенческие настроения и повысить мотивацию регионов к развитию собственной налоговой базы".
Предметом статьи является анализ произведенных в 2006 г. усовершенствований и нововведений в методиках распределения межбюджетных трансфертов, призванных реализовать указанные положения Бюджетного послания.

КОМАРОВ Дмитрий Владимирович, аспирант РАГС при Президенте РФ, консультант аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету