поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №2 (42) ЗА 2006-й ГОД

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Владимир МАЕВСКИЙ, Юлия МАКСИМОВА

Иерархическая концепция потребностей

Современное положение в реальном секторе экономики позволяет говорить о недостатке у практиков теоретической базы для решения конкретных задач по управлению спросом в условиях быстрорастущего товарного разнообразия. Менеджерам, занимающимся стратегическим планированием и прогнозированием производства, приходится формировать инновационную политику, опираясь на интуицию и предположения, не имеющие под собой реальной научной почвы.
В аннотируемой статье предложена так называемая "иерархическая концепция потребностей", которая дает более адекватное описание поведения индивидуального потребителя и учитывает не только адаптивные свойства экономики (стремление к статическому равновесию), но и ее способность развиваться на основе растущего товарного разнообразия.

МАЕВСКИЙ Владимир Иванович, академик РАН, руководитель Центра макроэкономической стратегии Института экономики РАН
МАКСИМОВА Юлия Михайловна, аспирант Института экономики РАН


Людмила РЖАНИЦЫНА

Социальная компонента проекта бюджета страны

В последние годы специалистам все труднее сделать обоснованную профессиональную экспертизу социальных расходов бюджета из-за постоянной смены методологии их составления, изменения в отраслевой классификации. Сложности бюджетирования должны быть элиминированы финансистами за счет подробной аналитики, прилагаемой к проекту бюджета, делающей его конструкцию доступной квалифицированным экспертам. Однако из представленного ими материала провести какие-либо независимые расчеты и сделать выводы все сложнее, ибо экономическая структура предъявленных конечных отраслевых ассигнований ясна только авторам. В результате снизилась прозрачность главного документа страны, что нарушает соответствующее требование Бюджетного кодекса.
В статье подчеркивается важность создания для социальной экспертизы Общественной палаты, которая захочет большей ясности в бюджетном процессе, что будет действительным выигрышем от ее появления в структуре государственного управления.

РЖАНИЦЫНА Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН


Юрий ШВЕЦОВ

Бюрократия и бюджетно-налоговая система государства

Ярко выраженным пороком действующей бюджетной системы России является невозможность эффективного контроля за расходованием средств из бюджетов всех уровней.
Бюрократия главным теоретическим постулатом обоснования целесообразности своего существования считает необходимость государственного регулирования экономики, придание стихии рынка цивилизованного характера. Отсутствие должной координации, замкнутость на своих территориальных интересах, корпоративность, дублирование функций и необоснованная конкуренция делают существование параллельных финансовых институтов низкоэффективным.
В статье подчеркивается, что разрешение указанных противоречий возможно только в результате дебюрократизации управления национальным хозяйством. В противном случае номенклатура будет и впредь занимать ключевые позиции в обществе до тех пор, пока не оскудеют природные ресурсы государства, не иссякнет его экономический потенциал.

ШВЕЦОВ Юрий Геннадьевич, доктор экономических наук, ректор Алтайского института финансового управления


Роман МЕЛЬНИКОВ

Федеральная региональная экономическая политика: стратегические альтернативы и пути реализации

В статье представлен сравнительный анализ различных точек зрения по выбору концепции федеральной региональной экономической политики России. Обосновывается целесообразность создания новых институтов региональной политики - государственных корпораций макрорегионального развития, способных обеспечить ускоренное развитие отраслей товарной специализации и усиление экономической интеграции субъектов Федерации, расположенных в границах проблемных макрорегионов. Предлагаются пути оптимизации механизма реализации ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации", связанные с дифференциацией подходов к использованию инвестиционных субсидий в различных субъектах Федерации и формированием системы стимулов к эффективному использованию средств федеральной поддержки региональными администрациями.

МЕЛЬНИКОВ Роман Михайлович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ

ВОПРОСЫ ПРАВА

Сергей СОБЯНИН

Централизация и децентрализация власти в современном федеративном государстве (сравнительно-правовой анализ)

Ключевым вопросом конституционного и административного права является вопрос разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
Проблема состоит не в отсутствии разграничения полномочий, а в уровне соответствия сложившегося разграничения полномочий конституционным принципам и практическим потребностям российского общества.
В статье подчеркивается, что одной из основных причин появления и юридического оформления сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов является задача повышения эффективности осуществления государственной власти.

СОБЯНИН Сергей Семенович, кандидат экономических наук


Николай ДОБРЫНИН

Неизбежность системной реконструкции российского федерализма

ДОБРЫНИН Николай Михайлович, В аннотируемой статье по проблемам совершенствования федеративных отношений в России и участия субъектов Федерации в социально-экономическом развитии государства изложено видение стратегии и тактики действий органов власти по системной реконструкции федерализма. Подчеркивается, что эффективность федерализма следует рассматривать с позиций его основных составляющих: цивилизационной, политической, экономической, правовой, духовно-культурной и нравственной.
Структурирование управления на основе новых организационных механизмов с внедрением критериев обязательной оценки эффективности и качества государственного и муниципального управления сделает возможным качественный рывок к построению в России действительно правового, федеративного и социального государства.


Виктор ЧЕРЕПАНОВ

Дело об отмене выборов руководителя субъекта Российской Федерации

В статье представлен логико-правовой анализ и выделены основные правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом по делу об отмене выборов руководителя субъекта РФ. В связи со сложностью исследуемого постановления в работе произведены дополнительные логические построения и осуществлена дешифровка текстуального содержания документа.
По мнению автора, интерпретация конституционных норм, проведенная на основе доктрины "превращения", "преобразования" Конституции, адаптации ее к изменившимся социально-правовым условиям привела к корректирующему, приспосабливающему толкованию Основного закона в угоду политической элите. В решении Суда в большей степени рассматриваются не вопросы права, а делается попытка разрешить возникшую политическую ситуацию в определенных политических целях.

ЧЕРЕПАНОВ Виктор Алексеевич, доктор юридических наук, руководитель Ставропольского центра мониторинга права при Государственной думе Ставропольского края


Василий ФИЛИППОВ

"Деэтнизация территорий" в новейшей истории России

Этническая специфика федеративного устройства России может быть объяснена исключительно политической конъюнктурой. Она потенциально опасна для российской государственности и территориальной целостности страны. Сохранение "асимметричной федерации" таит в себе угрозу межсубъектных конфликтов и чревата возникновением перманентных социальных конфликтов, интерпретируемых в качестве "этнических".
В статье подчеркивается, что специфика ситуации состоит в том, что московские реформаторы пока не могут сломать латентное сопротивление "этнических" элит в республиках, а республиканские этнократы, узурпировавшие власть в "национальных" регионах уже не могут отстаивать свои эфемерные суверенитеты.
Реформирование федеративной государственности, инициированное Президентом, пролонгировано во времени и включает в себя комплекс политических мероприятий, направленных на деэтнизацию российской государственности и на то, чтобы лишить этнополитические элиты тех преференций, которые связаны с особым государственным статусом республик.

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, доктор исторических наук, заведующий сектором этнической регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Евгений БУХВАЛЬД, Дмитрий ЗАВЬЯЛОВ

Национальные проекты в системе государственного управления (на примере национального проекта "современное здравоохранение")

Аннотируемая статья посвящена национальным проектам как давно ожидаемому шагу на пути решения важнейших экономических и социальных проблем современной России. Чтобы подобные проекты утвердили себя как необходимый элемент системы стратегического управления, они должны стать объектом постоянного мониторинга, анализа получаемых результатов. Только на этой основе можно подготовить нормативные и методические материалы, совершенствующую нормативно-правовую базу, разработать организационные процедуры и механизмы бюджетирования проектов, в частности, в контексте четкого разграничения полномочий и постоянного взаимодействия властных структур федерального, регионального и местного уровня.

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук заместитель руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН
ЗАВЬЯЛОВ Дмитрий Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент Волгоградской Академии государственной службы, начальник отдела правового обеспечения бюджетн6ого процесса Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области


Петр КОСИНСКИЙ

Региональная социальная политика и приоритетные проекты (на примере Кемеровской области)

Социальная политика является составной частью политики любого государства и занимает особое место в государственном управлении.
В аннотируемой статье на примере Кемеровской области представлена реализация национальных приоритетных проектов, являющихся объединяющей основой региональной социальной политики и призванных служить импульсом для серьезных усилий по повышению уровня и качества жизни населения.

КОСИНСКИЙ Петр Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры общей и региональной экономики Кемеровского государственного университета, глава Тяжинского района Кемеровской области

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Василий МАКОЛОВ, Дмитрий КУПРИЯНОВ

Иностранные инвестиции для развития национальной экономики: зарубежный опыт и уроки для России

Статья посвящена влиянию внешних инвестиций на развитие отдельной страны. Мировой экономике известны случаи, когда одним государствам удавалось активно привлекать ПИИ для развития национальной экономики без причинения ущерба собственной экономической безопасности, а другим за их получение приходилось дорого расплачиваться.
В развивающихся странах, где приток зарубежных инвестиций происходит на фоне слабого государственного регулирования экономики, наблюдаются периодические спады и ослабление экономической независимости. Высокий и стабильный экономический рост при активном привлечении ПИИ характерен для стран с "сильными" политическими режимами и активным государственным регулированием экономики. Если же рост благосостояния населения остается низким, а модернизация экономики - неэффективной, как правило, происходит политическая дестабилизация и экономический спад.
В аннотируемой статье подчеркивается, что при отсутствии четкой стратегии модернизации отечественной экономики будут сохраняться неудовлетворительные объемы и преимущественно сырьевая ориентация поступающих ПИИ, что в перспективе может привести к политической дестабилизации и развитию экономических событий по латиноамериканскому сценарию.

МАКОЛОВ Василий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева"
КУПРИЯНОВ Дмитрий Иванович, главный специалист отдела инвестиционной политики Министерства экономики Республики Мордовия


Сергей БОЛЬШАКОВ

Региональные проблемы и процесс европейской интеграции

В статье рассматриваются проблемы и элементы федеративного устройства на примере Европейского Союза. Анализируется концепция регионального развития ЕС, рассматриваются проблемы децентрализации полномочий и предметов ведения в странах Центральной и Восточной Европы.
Европейский опыт применения федералистских принципов приобретает особое значение для Российской Федерации как в контексте ее взаимоотношений с субъектами, так и в контексте евразийского региона, расширения стратегических приоритетов и расширения геоэкономических и геополитических интересов.

БОЛЬШАКОВ Сергей Николаевич, кандидат политических наук, заместитель директора филиала Северо-Западной Академии государственной службы в г. Великий Новгород, руководитель Новгородского отделения Академии геополитических проблем

РЕЦЕНЗИИ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Борис КРЫЛОВ

Размышления о судьбах отечественного федерализма

Ключевой задачей развития российской государственности является формирование такой модели федеративных отношений, которая обеспечивала бы устойчивость Федерации, ее целостность и сохранность перед лицом любых испытаний. Поэтому исследование динамики федеративных отношений, комплексный, непредвзятый анализ изменений, происходящих в "недрах" Федерации, как нельзя более актуален. Построение нового российского федерализма - это историческая миссия не только политиков, но и ученых-правоведов.
В статье подчеркивается, что фундаментальные научные исследования в этой области внесут свою лепту в дело процветания Федерации в России.

КРЫЛОВ Борис Сергеевич, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки Российской Федерации


Анастасия КОЛЬЧУГИНА

Типология субъектов РФ по характеру и интенсивности межрегиональной миграции населения

Переход экономики России на рыночные механизмы, введение частной собственности, в том числе на недвижимость и землю, открытие границ, либерализация цен и заработной платы способствовали усилению процесса свободного перемещения населения, созданию подвижного рынка рабочей силы.
Характер и динамика миграционных потоков является существенным индикатором социально-экономического развития территорий. Классификация регионов необходима как для системного описания и диагностики их социально-экономического положения, так и для осуществления задач государственной и региональной политики.
В представленной аналитической записке рассмотрены статистические данные по регионам России за период с 1995 г. по 2004 г.

КОЛЬЧУГИНА Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН