поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (41) ЗА 2006-й ГОД

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ЖУРНАЛА "ФЕДЕРАЛИЗМ"

Сергей МИРОНОВ

Десять лет - это только начало

Отметив, что учреждение журнала "Федерализм" стало естественным ответом на потребности общественности обсуждать актуальные проблемы развития федеративных отношений в России, Председатель Совета Федерации С. Миронов в качестве пожелания высказал коллективу журнала следующее:
- Журнал мог бы взять на себя роль коллективного эксперта готовящихся решений по реформированию федеративных отношений; должен активнее играть роль координатора научных исследований в области теории и практики федеративных отношений; публиковать больше материалов, посвященных зарубежному опыту развития федеративных отношений с учетом реалий третьего тысячелетия.

МИРОНОВ Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации


Леонид АБАЛКИН

Трудный путь исканий и становления

В приветственном слове Л. Абалкин рассматривает причины, которые обеспечивают высокий авторитет журнала и востребованность его публикаций. Среди них академик Абалкин выделяет следующие.
На страницах журнала выступают крупнейшие специалисты различных отраслей экономической науки, юристы, социологи, этнологи.
В журнале удалось преодолеть келейность в обсуждении острых проблем становления и развития федеративных отношений в России.
Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно широк и полностью оправдывает формулу журнала: теория, практика, история.
Журнал последовательно проводит курс на свободное и демократическое обсуждение проблем.

АБАЛКИН Леонид Иванович, академик РАН, научный руководитель Института экономики РАН


Сергей ВАЛЕНТЕЙ

Куда двинется Россия?

В записке, посвященной 10-летию журнала "Федерализм", главный редактор раскрывает особенности формирования российского федерализма. Он подчеркивает, что процесс этот идет не "снизу-вверх" (регионы передают часть своих предметов ведения государству), а "сверху-вниз" (государство передает регионам часть своих предметов ведения). На пути этой передачи встает свойственное бюрократии любой страны нежелание делиться властью.
Центральной и наименее исследованной является проблема, заключающаяся в том, что на пути создания федеративного государства в России стоит система общественных отношений и институтов, которые нельзя сломать. Их можно только трансформировать, последовательно создавая соответствующие отечественным реалиям социально-экономические основы федеративных отношений.
Будущее российского федерализма определит характер отношений между федеральным Центром и субъектами Федерации, формирующийся на втором уровне региональной политики. Если Центр расширит предметы ведения экономически самодостаточных субъектов Федерации, отечественный федерализм имеет перспективы, если нет, о федеративной модели национальной государственности России придется забыть.

ВАЛЕНТЕЙ Сергей Дмитриевич, главный редактор журнала, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Александр ФИЛИПЕНКО

Новые аспекты развития российской региональной политики

Аннотируемая статья посвящена оценке и анализу работы Государственного совета РФ. За прошедшие пять лет Госсовет стал одним из ключевых политических институтов страны. Он отчетливо обозначил себя как главная площадка согласования позиции Федерации и ее субъектов по наиболее значимым вопросам экономической и политической жизни, обсуждения и выработки стратегических направлений развития России.
В то же время в работе подчеркивается, что одним из факторов повышения эффективности деятельности Государственного совета и его Президиума могло бы стать создание самостоятельного органа, наделенного функциями по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Государственного совета. Названный орган должен отвечать специфике подхода Госсовета к решению важнейших проблем экономического и политического развития России как федеративного государства, а именно с позиции последовательного развития и укрепления принципов российского федерализма; четкости и мотивированности разграничения полномочий, согласования интересов Центра и регионов.

ФИЛИПЕНКО Александр Васильевич, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югра


Александр ТАТАРКИН

Стратегическая архитектура конкурентного поведения регионов в модернизируемой экономике

Особенностью нынешнего социально-экономического развития России, всех субъектов Федерации является усиливающаяся межрегиональная и межгородская конкуренция. В связи с этим резко возрастает необходимость формирования и развития конкурентных преимуществ отдельных регионов и на этой основе - достижение последовательного роста их конкурентоспособности.
В статье подчеркивается, что повышенное внимание к конкурентоспособности регионов предопределило постановку вопроса об их деловой репутации. Высокая репутация имеется у тех субъектов Федерации и муниципалитетов, которые обеспечивают высокий уровень жизни своего населения, а организации на его территории имеют благоприятный предпринимательский климат. В то же время деловая репутация региона - это результат взаимодействия большого числа факторов, часть из которых регион может контролировать. Однако не мало и таких факторов, которые контролю не поддаются, но на них можно попытаться каким-то образом влиять.

ТАТАРКИН Александр Иванович, Член-корреспондент РАН, директор Института экономики УрО РАН


Владимир ИЛЬИН, Михаил СЫЧЕВ

Актуальные вопросы перехода региона к инновационному развитию

Исследуемым объектом для решения вопросов, поставленных в названии статьи, является Вологодская область, несмотря на то, что территория и численность ее составляют менее одного процента пространства и населения России.
Нельзя не согласиться с тем, что формирование эффективной инновационной модели регионального развития на современном этапе большинство отечественных экономистов связывают с увеличением бюджетного финансирования и предоставлением льгот субъектам инновационной деятельности. Органами представительной и исполнительной власти Вологодской области реализуется ряд принятых законов и других нормативных положений которыми определен порядок бюджетной поддержки эффективных инвестиционных и инновационных проектов, предоставления по ним налоговых льгот предприятиям. Но практика показывает, что увеличение бюджетных вложений в инновационный процесс требует усиления контроля за их расходованием с целью обеспечения не только экономической, но и социальной целесообразности бюджетных расходов.

ИЛЬИН Владимир Александрович, доктор экономических наук, профессор, директор Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН
СЫЧЕВ Михаил Федорович, кандидат экономических наук, заместитель директора Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Лидия СИМОНОВА

Характер и функции государственного финансового контроля современной России

Для современной России важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация надежного контроля за исполнением бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества. Однако, требования и задачи, предъявляемые в настоящее время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации будет учтен не только зарубежный опыт, но и опыт отечественный.
Актуальность темы, представленной в статье, обусловлена значением государственного финансового контроля в повышении качества государственного управления, обеспечении подотчетности властных структур обществу и его дальнейшей демократизации, в укреплении финансовой безопасности страны.

СИМОНОВА Лидия Анатольевна, главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации


Михаил ТАРАКАНОВ

Как достичь социально-экономической ясности без баллов "северного изоляционизма"

В статье рассматривается не решенный уже в течение 15 лет вопрос о реформировании системы районных коэффициентов. Впервые излагается оригинальный подход к такому реформированию с учетом необходимости как приближения минимального размера оплаты труда к территориальному прожиточному минимуму, так и ограничения размера зарплаты, на которую начисляется районный коэффициент.

ТАРАКАНОВ Михаил Афанасьевич, старший научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН (г. Апатиты)

ВОПРОСЫ ПРАВА

Лия ВАСИЛЬЕВА

Проблемы развития российского законодательства об использовании языков народов России

Россия - многонациональное государство, для стабильности и процветания которого особенно важны добрососедские отношения между населяющими ее народами, т.к. дружественные отношения между ними благотворно сказываются и на состоянии гражданского общества, и на укреплении государственности. Эти отношения поддерживаются множеством консолидирующих факторов и стимулов, немаловажная роль среди которых отведена языку. Именно наличие общего языка дает возможность людям различных национальностей понимать друг друга, позволяет интегрировать многочисленные этнические общности в единый "многонациональный народ", в современную цивилизацию.
В статье подчеркивается, что регулирование использования языков, основанное на принципах поддержки и развития языков всех народов России, должно быть направлено на выполнение задач по стабилизации межнациональных отношений, выступать залогом построения правового государства и функционирования гражданского общества. И в этом видится одна из задач нашего времени в условиях укрепления российской государственности.

ВАСИЛЬЕВА Лия Николаевна, кандидат юридических наук, и.о. старшего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ


Андрей КОНДРАШЕВ

Несовершенство правовой основы режима чрезвычайного положения в России

Представленная статья посвящена анализу действующего российского законодательства на предмет нормативной регламентации мер, применяемых в правовом режиме чрезвычайного (федеративного) положения.

КОНДРАШЕВ Андрей Александрович, кандидат юридических наук, советник председателя Законодательного собрания Красноярского края, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Красноярского государственного университета (по совместительству)


Александр ЧЕРТКОВ

Механизмы расширения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации

В настоящее время в научной литературе и в управленческой практике рассматриваются возможности расширения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации. Сложившаяся практика в этой сфере (в частности, расширение компетенции указанных органов, в социальной поддержке и социальном обслуживании населения, сельском хозяйстве, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и т.д.) позволяет сделать вывод о возможности дальнейшего развития названного процесса.
Выводы, представленные в статье таковы: расширение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации может происходить как за счет полномочий по предметам совместного ведения, так и за счет передачи осуществления части полномочий по предметам ведения Российской Федерации и финансироваться как из бюджетов субъектов Федерации, так и путем выделения субвенций из федерального бюджета.
Поиск оптимального сочетания различных механизмов такого расширения ведется в настоящее время. В этом направлении сделаны необходимые и весьма серьезные шаги, которые следует корректировать исходя из практики реализации положений действующего законодательства.

ЧЕРТКОВ Александр Николаевич, Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Елена ДЕНЕЖКИНА

Опыт Великобритании в области государственного устройства

Настоящая статья посвящена освещению опыта Великобритании в области реорганизации государственной системы власти, имевшее место в последнее десятилетие. Отдельные подходы и механизмы этой реорганизации, по мнению автора, могли бы представлять определенный интерес с точки зрения их возможного использования в практике совершенствования государственной системы власти в Российской Федерации.
Структура статьи представляет собой ответы на ряд вопросов, озвученных российскими учеными и практиками в рамках проекта Европейского Союза "Институционный, Правовой и Экономический федерализм в Российской Федерации".

ДЕНЕЖКИНА Елена Викторовна, эксперт проекта EC "Institutional, Legal and Economic Federalism, RF" по вопросам институционной части реформы системы государственной исполнительной власти РФ, почетный научный сотрудник Центра изучения России и стран Восточной Европы Бирмингемского Университета (CREES, The Birmingham University), эксперт Центра государственной политики Великобритании (School of Public Policy), менеджер проекта (RACE) Министерства Международного Развития Великобритании (DFID)


Анатолий ОБЕДКОВ

Поселки городского типа в системе городского расселения Российской федерации

Для успешного решения проблем поселков городского типа и создания стартовых условий их саморазвития и адаптации к новым экономическим условиям необходима финансовая и организационная поддержка со стороны государства в виде соответствующей целевой программы оздоровления и развития городских поселков. Ее реализация позволит сформировать опорную сеть высокопроизводительных многофункциональных поселений и повысить уровень комплексности их социально-экономического развития.
В статье подчеркивается, что наметившийся переход таких поселков на стратегию устойчивого развития должен осуществляться на основе сбалансированной социально-экономической политики, призванной смягчить противоречия и проблематичность нестабильной обстановки в большинстве поселков городского типа. Реализация такой политики возможна лишь при проведении более продуманной городской политики, направленной на укрепление опорного каркаса расселения страны путем всемерного развития стратегических форпостов региональных и локальных систем расселения. Их важным элементом вполне могут стать наиболее производительные и успешные поселки городского типа.

ОБЕДКОВ Анатолий Павлович, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географических наук Коми государственного педагогического института