поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (40) ЗА 2005-й ГОД

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Владимир ЛЕКСИН

Феномен "федерального присутствия" в политической культуре России

Предлагаемая статья является первым опытом рассмотрения феномена "федерального присутствия" как структурированной целостности, и в ней не ставится амбициозная цель расстановки точек над всеми i; одно только их перечисление представляет самостоятельную и непростую задачу. Замысел публикации гораздо скромнее: определить предметные контуры проблемы, структурировать в первом приближении содержание "федерального присутствия", качественно оценить его масштаб и воздействие на трансформацию отечественного федерализма.

ЛЕКСИН Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института системного анализа РАН.


Василий ФИЛИППОВ

"Укрепление вертикали власти" и деполитизация этничности в России

В настоящее время в России угроза обострения этноконтактной ситуации вполне реальна. Проводимая в настоящее время в стране модернизация российской государственности будет сопряжена с новыми попытками "мобилизации этничности" со скрытым или открытым саботажем со стороны этнократов, с истерикой "титульных" республиканских националистов. Поэтому Президент не делает резких шагов и не акцентирует в политической риторике "этническую" составляющую проводимых преобразований. В этом суть концепции деэтнизации российской государственности, в этом состоит ее специфика, в этом залог ее успешности. Реформы осуществляются поэтапно, на каждом этапе включаются новые механизмы, избираются новые векторы давления на этнические элиты квазигосударственных субъектов РФ.
В статье подчеркивается, что консервация на неопределенный срок перманентно конфликтного "этнического" федерализма в России значительно опаснее, нежели его ликвидация. В этом заключается главный аргумент в пользу проводимых реформ, и это служит доказательством того, что именно изъятие этничности из государственности составляет их главный смысл.

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, доктор исторических наук, заведующий сектором этнической регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

К вопросу о кризисе современного федерализма

Согласно Конституции Россия является федеративным государством. В то же время тематика федерализма не пользуется особой популярностью в среде практической политики. Эта тенденция постепенно проникает и в государственно-правовую науку. С разных сторон приходится слышать мнения о том, что федерализм для нашей страны неактуален, что Россия может существовать лишь как унитарное централизованное государство, ведомое "сильной рукой", что ценности федерализма нам чужды, да и сам он представляет собой всего лишь переходную форму по направлению к образованию нормальной унитарной государственности.
Судьба федерализма в России складывалась непросто, а его борьба "за выживание" насчитывает уже не одно столетие. Идет она и сегодня, несмотря на то, что федеративное устройство уже более десяти лет закреплено Конституцией.
Но глубоко ошибаются те, кто говорит о неактуальности федерализма вообще и, в частности, для нашей страны. Федерализм нельзя свергнуть, нельзя проигнорировать. В нем проявляется одна из основных тенденций развития цивилизации. Дуализм "полицентэризм-моноцентризм" является частной формой проявления дуализма более высокого порядка - "единое-множественное". Тенденция к централизации и монополизации всегда противостояла, противостоит и будет противостоять тенденции к децентрализации, дроблению полномочий. Федерализм есть не что иное, как попытка объединить эти две тенденции и придать государственности импульс внутреннего развития. Другое дело - есть ли в этом дуализме место для нашей страны?

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.


Андрей УСЯГИН

Противоречия и проблемы современного территориального устройства России

В представленной статье выделены две основные группы противоречий в развитии территориальной организации современной России. К ним относятся противоречия между радикальностью политических и экономических изменений и неподвижностью территориального устройства, а также противоречия, вызванные унитарными, федеративными и конфедеративными элементами в государственном устройстве и характером межэтнических отношений.
Вопрос о том, какие тенденции будут возобладать в исторической перспективе после 2008 г., не предрешен и будет зависеть от конкретно складывающейся политической обстановки. К факторам, которые будут влиять на выбор модели территориального устройства, следует отнести:

  • изменение международного положения России, воздействие противоречащих друг другу тенденций глобализма и антиглобализма;
  • нарастание либо ослабление региональных конфликтов как вблизи от рубежей России, так и на ее окраинах;
  • характер экономического развития, достижение параметров стабильного экономического роста;
  • развитие основных элементов политической системы. Структурирование политических партий и общественных институтов.
В любом случае, с уверенность можно сказать, что Россия не станет ни однозначно унитарным, ни однозначно федеративным государством, а сохранит свою сложносоставную природу территориального устройства.

УСЯГИН Андрей Владимирович, кандидат политических наук, доцент Нижегородского филиала академии труда и социальных отношений.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Николай ПЕТРАКОВ

Русская нефть и народ России

Нынешнюю либерально-демократическую экономику России роднит с советской экономикой то, что ни та, ни другая не способны обеспечить достойный уровень жизни граждан страны, при том, что мировой рынок подбрасывает нашим обанкротившимся реформам спасательный круг в виде уникального роста мировых цен на нефть. В статье подчеркивается, что необходимо хвататься за него и использовать сложившуюся конъюнктуру рынка для того, чтобы сделать рывок в развитии высоких технологий, а главное - в формировании социально ориентированного цивилизованного внутреннего рынка.
Объективно Россия не настолько интегрирована в мировой рынок, чтобы устанавливать прямую зависимость между мировыми и внутренними ценами. Конкуренцию на внутреннем российском рынке должны определять объем и структура платежеспособного спроса национальной валюты. Курс национальной валюты должен корректироваться не искусственным образом, а на основе паритета покупательной способности - как главного и экономически логичного фактора формирования межвалютных соотношений.
Недавно сформулированная позиция Президента РФ по усилению социальной направленности российских реформ дает совершенно правильный разворот для модернизации всей экономической политики страны в направлении обеспечения достойной жизни российского народа.

ПЕТРАКОВ Николай Яковлевич, академик РАН, директор Института проблем рынка РАН.


Виктор ОРЛОВ

Природные ресурсы в экономике регионов России

Наиболее эффективными для экономик регионов являются сырьевые отрасли промышленности. Однако они, полностью преобладая в структуре валового регионального продукта (ВРП), в большинстве случаев не могут вывести экономику на самодостаточный уровень. Поэтому специального рассмотрения заслуживает проблема дотационных регионов, особенно тех, где и производство ВРП, и индекс налогового потенциала (ИНП) превышают среднероссийские показатели. Высокие значения индекса бюджетных расходов (ИБР) в северных и восточных регионах, практически не оставляющие никакой надежды на финансовое самообеспечение даже при кратном повышении производства добавленной стоимости (ДС) должны быть компенсированы не дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, а дифференцированным подходом к налогообложению и межбюджетным отношениям.
Преобразование страны из индустриально-сырьевой в индустриально-технологическую требует огромных средств, длительных сроков и, как ни парадоксально это звучит, сохранения и развития сырьевого сектора экономики. Регулируя структурные изменения различными темпами отраслевого роста, РФ решит данную задачу без очередных потрясений для экономики страны.

ОРЛОВ Виктор Петрович, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, Председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, Президент Российского геологического общества.


Геннадий ЧУДИЛИН

Состояние инновационной деятельности и тенденции ее развития

В предлагаемой статье рассматривается состояние инновационной деятельности и тенденции ее развития на примере Самарской области.
Основой для выработки инновационной стратегии и выбора приоритетов являются долгосрочные прогнозы научно-технического и инновационного развития. Для этого необходимо ввести в практику разработку долгосрочных (на 20-30 лет) прогнозов такого развития и его социально-экономических последствий, корректируя и продлевая прогнозы каждые 4-5 лет. Разрабатываться прогнозы должны на альтернативной основе учеными и специалистами (при государственном финансировании), а после публикации они могут дополняться отраслевыми и территориальными прогнозами.

ЧУДИЛИН Геннадий Иванович, кандидат экономических наук, руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, заведующий кафедрой экономики и организации агропромышленного производства Самарского государственного экономического университета.

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Людмила ЛЫКОВА

Дифференциация субъектов РФ: роль налоговых механизмов

В аннотируемой статье рассматриваются проблемы бюджетной обеспеченности субъектов РФ и дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности: оценки по номинальным значениям; по скорректированным значениям, а также дифференциация регионов и характеристики экономического развития.
В результате проведенного анализа отмечено, что в целом для субъектов Федерации характерна довольно низкая диверсифицированность доходной базы бюджетов с точки зрения налогов ее формирующих. Принято считать, что чем более диверсифицирована доходная база того или иного бюджета, тем более устойчив этот бюджет при прочих равных условиях к колебаниям экономической конъюнктуры. С этой точки зрения бюджеты большинства российских регионов строятся на неустойчивой доходной базе. В сторону повышения ее неустойчивости работает и то обстоятельство, что основными источниками доходов являются два прямых налога - на прибыль и доходы физических лиц. И тот, и другой основываются на циклически неустойчивой налоговой базе (налог на прибыль в большей степени). Соответственно, возрастает роль федерального бюджета и механизмов федеральной финансовой помощи в компенсации потенциальных "провалов" налоговых доходов субфедеральных бюджетов.
Выраженная зависимость доходной базы бюджетов от одного источника наблюдается в регионах, экономика которых базируется на эспортноориентированной добывающей промышленности, рынки которой в последнее время активно росли. Однако нет гарантии, что эта тенденция сохранится не только в ближайшем, но и в более отдаленном будущем. Таким образом, остается открытой проблема построения доходной базы субфедеральных бюджетов на слабо диверсифицированной и потенциально неустойчивой доходной базе.

ЛЫКОВА Людмила Никитична, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН.


Борис ТРЕТЯК, Александр ДЕМЕНТЬЕВ

Сахалинская область: ресурсы и приоритеты развития

В статье представлены конкретные направления приоритетного развития Сахалинской области.
Стратегической целью развития Сахалина является обеспечение на базе динамичного развития экономики роста благосостояния населения области. Такую цель призвана обеспечить комплексная программа развития Сахалинской области, в которой четко должны быть определены задачи областных и федеральных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Программа создаст прочную основу для широкого диалога власти и общества, Центра и регионов, чиновников и бизнеса, явится необходимым условием успешного развития любого региона, но для Сахалина ее разработка особенно актуальна в силу особенностей его географического положения.

ТРЕТЯК Борис Никитович, представитель в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации от Сахалинской областной думы.
ДЕМЕНТЬЕВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук.


Сергей ХУРСЕВИЧ

Участие региональных и муниципальных органов власти в процедурах банкротства

Одним из самых сложных аспектов реализации положений закона о банкротстве является обеспечение участия в процедурах банкротства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также обеспечение их влияния на ход этих процедур. Такое влияние крайне необходимо, поскольку именно на региональном и муниципальном уровнях сказывается основная масса экономических, социальных и других последствий применения процедур банкротства.
В аннотируемой статье предложен комплекс мер, который существенно приблизит достижение главных целей применения процедур банкротства: восстановление нормального, стабильного, финансово здорового налогоплательщика и работодателя, а также наиболее полное удовлетворение требований кредиторов.
К настоящему времени сложилась уникальная ситуация, когда при возникновении кризисных ситуаций в бизнесе имеются все предпосылки для того, чтобы переломить негативные тенденции взаимодействия и добиться радикального повышения его эффективности.

ХУРСЕВИЧ Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, начальник Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы России.