поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №3 (39) ЗА 2005-й ГОД

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Владимир ЛЕКСИН

"Экономика удвоения" и ее территориальные последствия

На рост экономики возлагается множество надежд, - пишет автор статьи, - и это вполне естественно, поскольку в общественном сознании все трудности последнего пятнадцатилетия традиционно связывают с экономическим кризисом. Столь же естественно, что рост экономики воспринимается как панацея - от городской бедности и сельской безработицы, от плохих дорог и малорезультативного здравоохранения, от "утечки мозгов" и катастрофической убыли населения. А поскольку все эти беды жестко формируют территориальное лицо кризиса, то и главным условием позитивных перемен в территориальной ситуации чаще всего считают все тот же рост экономики. Но дело в том, что Россия уже давно и кардинально не та, что прежде, и что ее экономика не количественно изменилась, а качественно переродилась.
В предложенной статье автор предлагает одну из версий анализа связи начавшегося экономического роста и территориального развития. Причем экономический рост рассматривается в его реальном исполнении, который назван "экономикой удвоения".

ЛЕКСИН Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института системного анализа РАН.


Кемер НОРКИН

Социальная составляющая эффективного государства

Как считает автор статьи, разобрать вопрос о встраивании социальной сферы, всех ее секторов в конструкцию государства очень актуально. Для России это чрезвычайно важно еще и потому, что в этой сфере здесь начались сейчас и нарастают весьма драматические изменения. Они отнюдь не способствуют созданию государства, характеризующегося долговременным процветанием и высоким качеством жизни здорового, культурного, высокообразованного, активного и продуктивного населения.
Однако главные сегодняшние заботы Правительства России никак не направлены на повышение качества человеческого потенциала страны. Ведь вместо целей построения процветающего государства, происходящие перемены в социальной области мотивированы недальновидными, чисто бухгалтерскими стремлениями сократить государственные расходы в эту сферу.
Как же поправить положение? По глубокому убеждению автора, переход от правления к служению - главная инновация в социальной сфере, которая необходима России.
В статье анализируется, почему в нашей стране его внедрение идет с большим трудом.

НОРКИН Кемер Борисович, доктор технических наук, профессор, советник мэра Москвы.

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Сергей БАРАНОВ, Татьяна СКУФЬИНА

Динамика межрегиональной дифференциации за 1998-2005 годы

Основной проблемой укрепления единства экономического пространства является предельно высокая межрегиональная дифференциация. Официальное объяснение феномена дифференциации это - наличие регионов с разной структурой экономики и значительное ослабление регулирующей роли государства. Исследование авторов межрегиональной дифференциации регионов Севера в аспекте общероссийской дифференциации за 2003 г. показало, что регулирующее воздействие государства в этой суровой зоне не обеспечивает самодостаточность и саморазвитие регионов.
Для проверки этого тезиса было проведено исследование феномена межрегиональной дифференциации в динамике за 1998-2005 годы. Результаты проделанной работы представлены в аннотируемой статье. Главный ее вывод, к которому пришли авторы, состоит в следующем: продолжающаяся концентрация ресурсов (в том числе и властных) в федеральном Центре, предполагающая четкую и сбалансированную региональную политику, навряд ли приведет к эффективным действиям по социальной стабилизации, экономическому росту регионов, сокращению неравенства.

БАРАНОВ Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (г. Апатиты).
СКУФЬИНА Татьяна Петровна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН (ИЭП КНЦ РАН), старший преподаватель филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (г. Апатиты).


Ирина ВЕСЕЛКОВА, Ольга ХОРЕВА

Закономерности современного демографического развития российского Севера

Демографическое развитие Севера органично связано с социально-экономическими процессами России. В то же время северные регионы отличаются оригинальным сочетанием факторов, которые влияют на их жизнедеятельность и демографическое развитие, что позволило авторам статьи выделить их в особую, уникальную группу территории России.
В работе детально анализируются особенности кризисной ситуации российского Севера, основные тенденции естественного движения здешнего населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения, основные цели и приоритеты демографической политики в регионах российского Севера. Авторы приходят к выводу, что российский Север аккумулирует все основные демографические проблемы, свойственные Российской Федерации, но здесь эти процессы приобретают более острый характер.

ВЕСЕЛКОВА Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
ХОРЕВА Ольга Борисовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Виктор ЧЕРЕПАНОВ

Федеративная реформа в России

Темой аннотируемой статьи стали предпринятые с 2000 года широкомасштабные меры по реорганизации федеративных отношений в стране, выстраиванию вертикали государственной власти, обеспечению конституционной законности в деятельности всех ее уровней.
С точки зрения автора серьезные преобразования основ российского федерализма привели к появлению широкого спектра взглядов от полной и безоговорочной поддержки до их негативного и критического осмысления. Иначе говоря, - возникла необходимость проанализировать состояние федеративной реформы. Именно такая попытка и предпринята автором. В статье он профессионально рассматривает достоинства, спорные положения и недостатки федеративной реформы, поднимает некоторые вопросы оптимизации проводимых мероприятий, среди которых особый интерес вызывает назревшая, с его точки зрения, необходимость в заключении нового Федеративного договора, который сформирует и закрепит общее согласие Федерации и образующих ее субъектов по основам разделения и взаимосвязи государственной власти в стране.

ЧЕРЕПАНОВ Виктор Алексеевич, доктор юридических наук, руководитель Ставропольского центра мониторинга права при Государственной думе Ставропольского края.


Андрей БЕЗРУКОВ

Реформы и судьба российского федерализма

Анализируя конституционные реформы властной вертикали, автор статьи пытается дать им оценку и сформулировать прогноз последствий, осуществляемых преобразований. Он размышляет о разграничении предметов ведения и полномочий в условиях федеративных отношений, о конституционности изменения порядка выборов глав субъектов Федерации. Вызовет интерес читателей и попытка автора ответить и на другие вопросы: А есть ли иные варианты для совершенствования современных федеративных отношений? И имеется ли альтернатива сохранения Федерации иначе как сверхцентрализацией?

БЕЗРУКОВ Андрей Викторович, кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского юридического института МВД России.


Александр ЧЕРТКОВ

Совершенствование регионального законодательства в сфере совместного ведения

Проблема, обсуждаемая в статье А. Черткова, достаточно острая. Автор отмечает такие недостатки законодательства субъектов РФ в сфере совместного ведения, как дублирование положений соответствующего федерального закона, отсутствие правовых норм, отражающих специфику конкретного субъекта Федерации, невысокое качество понятийного аппарата, "боязнь" принимать законы, не имеющие аналогов на общефедеральном уровне. В то же время ряд субъектов Федерации принимают законы, вторгающиеся в сферу федеральных полномочий, перераспределяющие полномочия по предметам совместного ведения в свою пользу, или такие, в которых нормы не соответствуют федеральному законодательству. С другой стороны и федеральное законодательство нередко запаздывает с принятием необходимых законов, отстает от законодательства субъектов Федерации.
Рассмотрев недостатки правотворчества, вызванные детализацией местных законов или их дублированием федерального законодательства, слабостью юридической техники регионального законодательства, автор статьи все же отмечает, что качество региональных законов постепенно повышается. Данные обстоятельства вселяют оптимизм в будущее обеспечение эффективности федеративного устройства России.

ЧЕРТКОВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ильдар НАСЫРОВ

Федерализм и политические механизмы координации взаимодействия регионов и Центра в области международного сотрудничества

В статье рассматриваются проблемы возникающие в сфере внутригосударственных отношений между уровнями власти в процессе развития международной интеграции регионов, и политические механизмы координации взаимоотношений между Центром и регионами в области международного сотрудничества.

НАСЫРОВ Ильдар Рустамбекович, доцент кафедры международных отношений Академии управления ТИСБИ (г. Казань), заведующий информационно-аналитическим сектором Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан.


Александр БЕЛОУСОВ

Неоконченный выбор Украины

Автор детально анализирует национальный украинский проект по интеграции в евросоюз, реализуемый командой нового Президента Украины Виктора Ющенко. Этот проект, по мнению автора, состоит из набора связанных между собой действий власти, или, по крайней мере провозглашения намерения об их реализации. Проект насчитывает дюжину мероприятий. В то же время по пути в Европу у Украины будут возникать и уже возникает множество проблем, о которых автор подробно рассказывает читателям.
В то же время допускаются два сценария развития событий в Украине. Первый - европейский. Второй - антироссийский. Сама возможность выбора, по мнению автора, свидетельствует о том, что выбор Украины не завершен и выбор для нее официальной доктрины оказался довольно болезненной процедурой. Пришлось даже выпустить на постсоветское пространство призрак революции. Выбор программы действий - процедура не менее болезненная. И революция здесь уже ничем помочь не сможет.

БЕЛОУСОВ Александр Борисович, кандидат политических наук, младший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Валентин ЩЕПЕЛИН

Региональная практика и проблемы регулирования тарифов на услуги ЖКХ

Статья посвящена проблемам ЖКХ и трудностям его реформирования на примере Вологодской области. Автор убедительно показывает, что относиться к этому сложному и ответственному процессу нужно взвешенно и основательно подготовившись, чтобы не допустить серьезных социальных конфликтов. Автор считает, что необходимо усовершенствовать законодательную базу по разработке единых для всех муниципальных образований методик расчета тарифов и определению нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, проведению независимой экспертизы тарифов. Только модернизация объектов ЖКХ, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и снижение издержек в этой сфере помогут удержать рост тарифов, защитят права потребителей.

ЩЕПЕЛИН Валентин Петрович, кандидат экономических наук, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области.


Юрий ШВЕЦОВ

От бюджетного федерализма к "бюджетному феодализму"?

Статья посвящена анализу и итогам восьмилетней программы перестройки бюджетной системы России. Ретроспективно рассмотрев эволюцию системы межбюджетных отношений, автор приходит к выводу, что принятое в настоящее время построение федерального бюджета имеет серьезные негативные последствия. Существующая его структура, во-первых, затушевывает истинное положение дела с профицитом и дефицитом бюджета, и, во-вторых, она выводит за рамки бюджета, бюджетного процесса, а значит и бюджетного контроля, весьма значительные суммы, мобилизованные для покрытия действительного дефицита. Следовательно, исполнение бюджета становится непрозрачным. А потому, резюмирует автор, из двух возможных вариантов развития бюджетной системы: следование общераспространенному в цивилизованном мире пути - ее либерализации, предоставления региональным и местным властям реальной бюджетной самостоятельности (бюджетный федерализм) и возврат к политике централизованного управления государственными финансовыми ресурсами с дотационными методами регулирования территориальных бюджетов (бюджетный феодализм) российскими федеральными властями был, к сожалению, выбран последний.

ШВЕЦОВ Юрий Геннадьевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя управления федерального казначейства по Алтайскому краю.