поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №2 (38) ЗА 2005-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Николай ДОБРЫНИН

Новый федерализм и реформа государственного управления

В декабре 2004 г. начался новый этап в истории отечественного федерализма и новая стадия в обустройстве системы государственного управления в стране. Согласно принятому Федеральному закону прямые всенародные выборы глав регионов были заменены избранием их законодательными собраниями по представлению главы государства. Это кардинальным образом изменило соотношение полномочий между Центром и регионами, значительно трансформировало границы реальной автономии субъектов Федерации и меру ответственности региональных руководителей перед населением.
Анализ реальных оснований и причин осуществляемой реформы порядка избрания региональных руководителей показывает, что она была необходима. Ее легитимность проявилась комплексно. Однако отсутствие должной легитимности предшествующей системы власти, которое стало причиной проведения реформы, вовсе не означает, что нынешняя система власти станет более легитимной сама по себе, - события могут развиваться с точностью до наоборот. В статье подчеркивается, что только время покажет, в какой степени будут учтены в процессе реформы принципиальные, конституирующие всякую государственную власть обстоятельства.

ДОБРЫНИН Николай Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.


Людмила МАКУЩЕНКО

Малые города в структуре российского общества

Экономические реформы, проводимые в стране с 1992 г., катастрофически сказались на развитии малых городов России. Отсутствие государственной стратегии адаптации таких поселений к новым рыночным условиям, поспешная приватизация, немотивированный уход государства из экономики и сокращение государственного заказа поставили население малых городов перед лицом резкого ухудшения устоявшихся условий жизни.
В настоящее время для развития малых городов России, для выполнения ими административных, производственных и социальных функций в структуре общества, для сохранения и приумножения их социально-экономических основ необходим ряд условий, которые возможны только на нескольких административно-хозяйственных уровнях.
Основное, что способно содействовать реальному их возрождению, - выбор стратегии социально-экономического развития страны, в котором каждый элемент общественного сообщества, включая и малые города, найдет свое место. "Пространственное" развитие позволит раскрыть столь важное для России многообразие природных, геополитических, экономических, демографических, этнокультурных и других условий с одной стороны, а, с другой, - создаст условия для эффективного функционирования единого социально-экономического пространства.

МАКУЩЕНКО Людмила Викторовна, старший преподаватель Сургутского Государственного педагогического института

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Александр ВИЛЕНСКИЙ

Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства: региональный аспект

Административные барьеры в России - это не просто одна из трудностей для развития легального малого бизнеса - это целый пласт сложных и противоречивых отношений по поводу взаимоотношений бизнеса и власти в структуре хозяйства, основные субъекты которого ориентированы на постоянную борьбу за преференции от государства.
В аннотируемой статье приводятся данные ЦЭФИР, по которым в 2003 г. опрошенные предприниматели оценили проблемы преодоления административных барьеров как менее значимые для своего бизнеса, чем проблемы высокого уровня конкуренции и высокого уровня налогообложения. Предпринимательская среда реально становится более рыночной. Причем в значительной степени все эти улучшения происходят в результате усилий государства, получающего направляющие импульсы от рыночных механизмов и от бизнес сообщества. Все это порождает обоснованные надежды на то, что в обозримой перспективе Россия выйдет из нынешнего состояния развивающейся страны и достигнет положения, адекватного ее мощному ресурсному потенциалу.

ВИЛЕНСКИЙ Александр Викторович, кандидат экономических наук, заведующий сектором региональных рыночных структур и собственности Института экономики РАН.


Светлана САВЕЛЬЕВА

Будущее региональной системы морепользования России

Стратегические направления развития современного морепользования определяются национальной морской политикой. Основу успеха политики на Арктическом региональном направлении может обеспечить создание условий для деятельности российского флота в Баренцевом, Белом и других арктических морях, на трассе Северного морского пути, а также в северной части Атлантики, т.е. всего того, что составляет морской потенциал государства, экономическая основа которого включает морские и приморские компоненты региональных хозяйственных систем прибрежного типа.
В работе представлены варианты реформирования вспомогательного флота России. При этом подчеркивается, что при разработке вариантов следует учитывать как состояние морской транспортной системы, так и ограниченное влияние государства в этом сегменте морепользования. В целом - в настоящее время и в обозримом будущем - гражданская составляющая морского транспорта не в состоянии выполнять задачи, предусмотренные концепцией национальной безопасности. Таким образом, вспомогательный военно-морской флот, как полностью государственная структура, имеющая собственную систему базирования и терминалов, наряду с функцией обслуживания собственно ВМФ приобретает функцию обеспечения экономической безопасности страны в сфере морского транспорта. Именно здесь и происходит единение интересов гражданского и вспомогательного военно-морского флотов.

САВЕЛЬЕВА Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики Мурманского государственного технического университета.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Наталья ИГНАТЮК

Спровоцированное изменение законодательства о полномочиях органов исполнительной власти в РФ

В аннотируемой статье сделана попытка разобраться в административной реформе, проводимой в последние годы в России по аспектам права передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ. В работе подробно анализируются ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся данного вопроса.
В статье представлен ряд мер, которые необходимо осуществить для приведения законодательства в состояние сбалансированности, единообразного его понимания и применения терминов, а также регламентации отдельных аспектов передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ.

ИГНАТЮК Наталья Александровна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.


Алексей СЕРГЕЕВ

Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов: мифы и реальность

Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий федерального Центра и субъектов Федерации имеют сегодня особую актуальность. Облик российского федерализма, его реальная роль в системе основ конституционного строя России, взаимоотношения федеральных и региональных органов государственной власти в ближайшие годы будут в значительной степени зависеть от механизма разграничения властной компетенции.
В работе представлен анализ, который позволяет сделать вывод, что реальный механизм разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов качественно отличается от правовой модели, закрепленной в Конституции РФ. В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, ограничивающие свободу усмотрения федерального Центра при разграничении власти по вертикали и позволяющие регионам реально влиять на этот процесс. Это делает компетенцию субъектов Федерации нестабильной, часто изменяющейся без учета их мнения.
В статье подчеркивается, что было бы правильным рассматривать проблему разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов не в плоскости конкуренции интересов федеральной и региональных бюрократий, а исключительно сквозь призму идей народовластия. Принцип субсидиарности заключается не в том, что территориальные коллективы отдают на вышестоящий уровень только те полномочия, с которыми не в силах справиться сами, а в том, что разграничение компетенции по вертикали должно обеспечивать наиболее эффективное решение населением и сформированными им властными институтами задач общегосударственного, провинциального и локального уровня.

СЕРГЕЕВ Алексей Аронович, кандидат юридических наук.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Евгений БУХВАЛЬД, Владимир ФЕДОТКИН

Муниципальная реформа и межбюджетные отношения в регионе

Одним из важнейших преобразований последнего времени является муниципальная реформа, которая ставит перед собой непростые задачи. За небольшой оставшийся до "старта" реформы период, регионам предстоит провести большую законодательную и методическую работу.
Осуществляется она не на "пустом месте", намеченные преобразования органично вбирают в себя все то, что было сделано в области развития местного самоуправления и его экономико-правовых основ за весь период политических и экономических преобразований в стране. Отложить реформу нельзя, но нельзя "войти в нее" в состоянии очевидно правовой и методической неподготовленности. Итогом стало бы массовое разочарование населения в возможности что-либо изменить, улучшить, в том числе, путем реформирования местного самоуправления и его экономических основ. Такая ситуация приведет к глубокой формализации попыток качественного обновления местного самоуправления именно как одной из основ гражданского общества.
В статье особо подчеркивается, что надо сделать все возможное, чтобы такой результат был полностью исключен из перспектив муниципальной реформы в России.

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН.
ФЕДОТКИН Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя Рязанской областной думы.


Роман МЕЛЬНИКОВ

Проблема оптимальных масштабов налогово-бюджетной децентрализации в свете кардиналистской теории полезности

В статье с позиций кардиналистской теории полезности исследуется влияние различных вариантов разграничения налогово-бюджетных полномочий между центром и регионами на уровень общественного благосостояния. Оптимальная степень децентрализации рассматривается как результат компромисса между критериями минимизации потерь значимой информации о региональной специфике и обеспечения относительно справедливого распределения доходов в масштабах национальной экономики с учетом характера межрегиональной экономической дифференциации. Аргументируется точка зрения о необходимости снижения степени централизации бюджетной системы по мере решения задач по сокращению межрегионального экономического неравенства.

МЕЛЬНИКОВ Роман Михайлович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Людмила АНДРИЧЕНКО

Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует системный подход к осуществлению государственной национальной политики. Во многом это обусловлено слабостью Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция не содержит четких актуальных рекомендаций по использованию законодательных и иных механизмов для реализации провозглашенных в Конституции Российской Федерации прав. В Концепции имеется много устаревших, не соответствующих времени положений. В связи с этим, целесообразно обновить и конкретизировать соответствующие ее положения, в том числе уточнить формы государственной поддержки сохранения самобытности национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
В статье подчеркивается, что в Концепции государственной национальной политики должны быть заложены обоснованность, целенаправленность и последовательность правового регулирования в области защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.

АНДРИЧЕНКО Людмила Васильевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая отделом правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.


Петр КОСИНСКИЙ

Важность системного подхода к управлению качеством жизни населения

В статье на примере Кемеровской области подробно рассмотрена задача управления качеством жизни населения.
Главной целью управления качеством жизни является формирование такой системы управления, при которой главным критерием являлся бы уровень развития человека, его самореализация. Управление качеством жизни населения должно строиться на принципах разделения функций каждого органа управления, прямых и обратных информационно-управленческих связях и соответствующих методах управления.
В работе подчеркивается, что для организации управления качеством жизни необходима определенная перестройка структуры и функций подразделений территориальных органов самоуправления или региона. Нужна мощная и гибкая служба по управлению всеми процессами экономического и трудового потенциалов народнохозяйственного комплекса региона.

КОСИНСКИЙ Петр Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры общей и региональной экономики Кемеровского государственного университета, глава Тяжинского района Кемеровской области.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Сергей НОСКОВ

Государственно-частное партнерство в муниципальном хозяйстве Европы

В настоящее время в России предпринимаются активные шаги по созданию в стране системы "государственно-частного партнерства" (ГЧП) во многих сферах хозяйственной деятельности.
В связи с активизацией деятельности местных органов власти по привлечению бизнеса в коммунальный сектор хозяйства, большой интерес представляет опыт становления и развития ГЧП на муниципальном уровне в европейских странах.
В работе в качестве примера реформирования коммунального сектора на основе ГЧП более подробно рассмотрена Италия и ее столица - Рим, где как и в России идет масштабное перераспределение бюджетных полномочий между всеми уровнями государственного управления в направлении повышения роли региональных органов исполнительной власти.

НОСКОВ Сергей Юрьевич, директор Административного департамента Внешэкономбанка, соискатель ИМЭМО РАН.