поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (37) ЗА 2005-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Олег ПЧЕЛИНЦЕВ, Михаил МИНЧЕНКО

Региональные условия и проблемы экономического роста

Аннотируемая работа посвящена необходимости изменения вектора развития российской экономики. Центр тяжести экономической политики страны должен быть перенесен с внешних на внутренние источники развития, т.е. от нынешнего экспортно-сырьевого сценария к сценарию регионально-ориентированного развития.
Во главу угла экономической политики России должно быть поставлено наращивание воспроизводственного потенциала регионов и городов методами обустройства территории и развития человеческого потенциала. Региональная политика должна основываться не на текущих бюджетных корректировках, как в настоящее время, а на долгосрочной стратегии развития инфраструктуры. Только так можно придать экономическому росту долговременный и устойчивый характер, направить его в русло прогрессивной смены технологических укладов.

ПЧЕЛИНЦЕВ Олег Сергеевич, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), г. Москва.
МИНЧЕНКО Михаил Михайлович, научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), г. Москва.


Вячеслав КРЫМОВ

Государственный заказ в системе управления социально-экономическим развитием региона

Положительные сдвиги в экономике России последних лет позволили предпринять шаги по совершенствованию федеративных начал российской государственности и по известной децентрализации функций государственного управления.
Углубление федеративных начал руководства экономикой возлагает дополнительную ответственность на органы власти и управления субъектов РФ. Последним предстоит в ближайшей перспективе освоить современные методы экономического регулирования, которые накоплены отечественной и зарубежной практикой с тем, чтобы добиться мобилизации всех резервов обеспечения позитивной динамики хозяйственного и социального развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. К числу таких методов управления относится практика размещения и реализации государственного заказа, в том числе, и на уровне субъекта РФ.
В представленной статье рассматривается опыт размещения государственных заказов на примере Московской области.

КРЫМОВ Вячеслав Борисович, Министр экономики Московской области.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Сергей БАРАНОВ, Татьяна СКУФЬИНА

Новые подходы к оценке межрегиональной дифференциации

Статья посвящена исследованию дифференциации регионов РФ. Предложены новые подходы и методы оценки уровня дифференциации, основанные на расчете децильных отношений. По аналогии с кривой Лоренца и индексом Джини вводится кумулятивная кривая региональной дифференциации и индекс региональной дифференциации. На основе выполненных расчетов проводится сравнительный анализ северных территорий в контексте характеристики уровня дифференциации по России в целом. Выявляется место северных регионов в федеральном социально-экономическом пространстве и делаются выводы о последствиях региональной политики РФ.

БАРАНОВ Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (филиал г. Апатиты).
СКУФЬИНА Татьяна Петровна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН (ИЭП КНЦ РАН).


Василий СПИРЯГИН

Территориальная рента в бюджетах страны

На сегодняшний день отечественная экономическая наука уделяет большое внимание исчислению величины различных форм рентных доходов и их распределению. Часто за рамками статистического изучения остается бюджетная система как одна из форм получения территориальной ренты регионов страны. Это объясняется теорией исчисления бюджетных доходов и отсутствием подходящих методик определения размеров территориальной ренты в бюджетах. Правительство РФ за годы реформ приняло несколько документов в той или иной степени имеющих отношение и регламентирующих важнейшие положения по данному вопросу. Однако до сих пор сама рента в значительной степени является отражением применяемых методов управления, показателем эффективности функционирования экономики страны и ее регионов.

СПИРЯГИН Василий Игоревич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми. (Научный центр Уральского отделения РАН).

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Александр ДЕМЕНТЬЕВ

Проблемы реформирования территориальной организации местного самоуправления

Наиболее сложными в федеративных государствах являются вопросы территориального устройства системы публичной власти.
Аннотируемая статья посвящена анализу Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разрешение проблем рациональной организации территорий муниципальных образований связано с необходимостью выделения достаточного времени на подготовку и обоснование землеустроительных и градостроительных проектов, что потребует значительных финансовых ресурсов. Так как Закон предусматривает широкий комплекс процедур публично-правового характера, то вся система градостроительного и земельного законодательства должна быть приведена в соответствие с положениями базового Федерального Закона. Кроме того, в него должны быть внесены изменения, которые не позволят в дальнейшем отклоняться от концептуальных положений и обесценивать их.
В статье подчеркивается, что в федеральное законодательство должны быть внесены изменения, создающие систему правовых федеральных гарантий. В организационном плане необходимо совершенствовать систему контроля и надзора за реализацией положений федерального законодательства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также систему мониторинга за соблюдением федерального законодательства.

ДЕМЕНТЬЕВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук, государственный советник Российской Федерации 2 класса.


Татьяна САЧУК

Новое качество региональной политики в контексте сочетания интересов государства и территории

Одной из основных задач федеральной политики является достижение взаимовыгодного компромисса между интересами единого федерального государства и интересами субъектов федерации.
Новое качество региональной политики предполагает внесение изменений в идеологию региональной политики, основой которой должна стать "установка на успех", когда государство гордится своими субъектами Федерации, приветствует их социально-ответственное поведение, радуется положительным тенденциям субъектов, отмечает устойчивое социально-экономическое развитие, достигнутое другими субъектами Федерации. Успех каждого из них укрепляет успех Федерации в целом и способствует повышению конкурентоспособности страны в условиях интеграции и глобализации экономических и социальных процессов.

САЧУК Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и политологии Карельского государственного педагогического университета, руководитель центра "Муниципальный консалтинг" Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы.

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ

Александр ДАГАЕВ, Наталия ИВАНОВА, Ирина ОНИЩЕНКО

Бюджетное финансирование НИОКР в Соединенных Штатах Америки

Аннотируемая работа посвящена важной проблеме выбора приоритетов бюджетного финансирования НИОКР. Поскольку новая российская экономика развивается в условиях рыночных отношений очень короткий по историческим меркам отрезок времени, собственный опыт страны пока является достаточно ограниченным. Поэтому статья посвящена опыту США, которые сталкиваются с данной проблемой уже не одно десятилетие.
В силу большой сложности и наличия значительного числа факторов неопределенности рассматриваемая проблема может иметь в общем случае множество допустимых решений. Проверить же, насколько эффективным является выбранное решение можно в большинстве случаев только post factum по истечении времени реализации выбранной стратегии действий.

ДАГАЕВ Александр Александрович, кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.
ИВАНОВА Наталия Ивановна, доктор экономических наук, заведующая сектором ИМЭМО РАН.
ОНИЩЕНКО Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.


Ирина ОНИЩЕНКО, Наталия ШЕЛЮБСКАЯ

Метод "Форсайт" и повышение эффективности государственной научно-технической политики

Статья посвящена процессу общенационального отбора новых направлений, в ходе которого достигается консенсус мнений различных субъектов национальной инновационной системы и устанавливаются связи между ее элементами.
В работе представлен опыт успешного использования метода "Форсайт" в европейских странах и Японии, т.е. в странах с развитой культурой социальной кооперации, развитие которой поддерживает правительство. Так как метод "Форсайта" не является статичной процедурой, а находится в постоянном развитии, то каждая страна адаптирует этот подход к своим условиям с учетом национальных интересов, используя различные методики прогнозирования будущего (Метод Дельфи, сценарии, "мозговые атаки" и т.д.).
Для успешного использования этого подхода в России в деле повышения эффективности государственной научно-технической политики должны быть четко сформулированы цели и задачи его использования. Иначе простое копирование опыта зарубежных стран в выработке приоритетов и самого списка приоритетов может привести к нулевому или негативному эффекту и дискредитировать саму идею "Форсайта".

ОНИЩЕНКО Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.
ШЕЛЮБСКАЯ Наталия Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.


Александр ДАГАЕВ

Мировая практика стимулирования частных инвестиций в сферу НИОКР

В мировой практике используется широкий спектр различных механизмов налогового стимулирования расходов частного сектора в сфере НИОКР, различающихся по целевым группам, назначению, характеру действия, временным границам. Для каждой страны характерно свое сочетание этих механизмов, которое определяется исходя из действующих экономических условий, особенностей функционирования сферы НИОКР, существующих потребностей и приоритетов инновационного развития, традиций и даже политических предпочтений.
Статья посвящена разнообразию существующих механизмов стимулирования частных инвестиций в сферу НИОКР исходя из действующих экономических условий, существующих потребностей и приоритетов инновационного развития, традиций и политических предпочтений.

ДАГАЕВ Александр Александрович, кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.


Василий МИХЕЕВ

Новая экономика Восточной Азии

Термин "новая экономика" или "экономика знаний" прочно вошел в научный лексикон в 90-е годы прошлого столетия. Применительно к Восточной Азии (ВА) зона "новой экономики" может стать одним из двигателей региональной интеграции в формате Восточно-азиатского сообщества.
Сотрудничество между странами ВА в области "новой экономики" осуществляется на площадке Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Главной целью сотрудничества является преодоление научно-технического разрыва, существующего между странами АТЭС.
В статье подчеркивается, что превращение "идей труда" в фактор производства и ускорение развития "экономики знаний" в странах-лидерах ВА создают новые предпосылки для развития региональной интеграции в ВА по сравнению с объединительными процессами в Европе. Концептуальным сценарием может стать создание национальных высокотехнологичных островков и их объединение едиными региональными правилами игры скоординированной стратегией распространения "новой экономики" в национальных масштабах.

МИХЕЕВ Василий Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН.

РЕЦЕНЗИИ, ПОЛЕМИКА

Сергей ЛУЗЯНИН

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию

Статья посвящена комплексному анализу современных угроз, рисков и вызовов развитию Китая, оценке вероятности экономических и политических кризисов внутри страны, их возможных последствий для самого Китая и для глобальной экономики и политики в целом.
В работе подняты вопросы и даны на них ответы с точки зрения объективных интересов Китая и мирового сообщества, в том числе, и интересов России.
Подчеркивается, что угроза полномасштабного кризиса в Китае в ближайшие 5-10 лет существует. При этом глубина, продолжительность и последствия кризиса будут определяться тем, насколько одна из кризисных ситуаций, один из возможных кризисов будут накладываться на другие. В то же время у китайского руководства есть основы и возможности своевременно реагировать на кризисы и преодолевать их. Все будет зависеть от того, насколько глубоким и правильным будет анализ складывающейся ситуации и насколько верными окажутся антикризисные меры.

ЛУЗЯНИН Сергей Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор, председатель Фонда поддержки востоковедческих исследований, заведующий Магистратурой МГИМО (У) МИД РФ.