поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (36) ЗА 2004-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Владимир ВАРНАВСКИЙ

Привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты: роль центра и регионов

Одной из острых проблем в России является проблема привлечения частных инвестиций в отрасли инфраструктурного комплекса - железные и автомобильные дороги, порты, аэропорты, электроэнергетику, коммунальное хозяйство, т.к. объекты этих отраслей в своем большинстве остаются в государственной и муниципальной собственности, а бюджетных средств на модернизацию и новое строительство выделяется крайне недостаточно.
Отсутствие законодательства по концессиям и государственно-частному партнерству (ГЧП) является серьезным сдерживающим фактором на пути привлечения частного капитала к финансированию электроэнергетики, транспорта, коммунальных систем.
В статье подчеркивается, что начинать надо с пилотных проектов, в которых могли бы участвовать не только федеральное, но и региональные правительства.
На примере строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск в статье рассмотрены трудности, с которыми приходится сталкиваться на пути привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты и пути решения этих проблем.

ВАРНАВСКИЙ Владимир Гаврилович, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.


Владимир ПЕРЕПЕЛКИН

Экономика добывающего региона и реформы в сфере недропользования

Сфера недропользования российской экономики в последнее время стала сосредоточием целой системы реформационных процессов.
В статье подчеркивается, что главным содержанием реформ должно быть повышение эффективности недропользования, а их "формой" - неукоснительное следование принципам федерализма, баланса интересов Федерации и ее регионов в управлении недропользованием.
Работа посвящена подробному рассмотрению основных задач, которые должны быть решены на этом пути.

ПЕРЕПЕЛКИН Владимир Викторович, старший эксперт "Эрнст энд Янг" - аудит и консалтинг, соискатель ИЭ РАН.


Эльвина КУРАТОВА

Транспортно-экономическое районирование Северных территорий

Предложенная статья представляет собой краткое изложение исследования, проведенного для оценки транспортно-экономического районирования территории бассейна реки Печора, на которой расположены Ненецкий АО и 10 муниципальный образований Республики Коми.
Для комплексной транспортно-экономической характеристики рассматриваемой территории были использованы показатели, отражающие разнообразие и проблемы имеющихся видов транспорта, плотность наземной сети, обеспеченность автобусным сообщением, доступность населенных пунктов, тип действующих транспортных предприятий.
В работе подчеркивается, что для того, чтобы серьезно поправить положение и дать толчок ускоренному социально-экономическому развитию рассматриваемых северных территорий необходимо принять самые энергичные меры к развитию транспортной инфраструктуры региона. Развитие и эффективное функционирование речных путей, железных и автомобильных дорог бассейна р. Печора, находящихся в федеральной собственности, должно обеспечивать государство за счет средств федерального бюджета.
Осуществление такой политики вызовет заметный рост межрегиональных перевозок, а применение гибкой тарифной политики будет содействовать росту грузопотоков и даст дополнительный импульс экономическому развитию территории. С увеличением доли налоговых поступлений, оставляемой северному региону, местные власти и частные фирмы должны увеличить и суму местных средств, направляемую на развитие и совершенствование региональной и местной транспортной системы.

КУРАТОВА Эльвина Степановна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми Научного центра Уральского отделения РАН.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Раиса МЕШАЛКИНА

Зачем государству эффективно функционирующий централизованный финансовый контроль?

Вопрос степени участия государства в экономических процессах является объектом острых споров среди экономистов и политиков разных стран мира.
Мировой и отечественный опыт убедительно доказывают, что абсолютное невмешательство государства в экономику отрицательно сказывается не только на уровне социальной защищенности его граждан, но и на темпах социально-экономического развития общества в целом.
В статье отмечено, что функции независимого органа, координирующего стандартизацию внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации могут быть предоставлены Счетной палате РФ, что позволит ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование при разработке национальных стандартов государственного финансового контроля.

МЕШАЛКИНА Раиса Егоровна, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Александр ЧЕРТКОВ

Как работает механизм федерального законодательного регулирования в сфере совместного ведения

Законодательное регулирование вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения, имеет целый ряд объективных сложностей, поскольку такое регулирование осуществляется одновременно законодательными органами Федерации и ее субъектов. В этой связи центральным вопросом совершенствования законодательного регулирования в сфере совместного ведения является четкое и обоснованное разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Несмотря на то, что в целом конституционные нормы установили прочную основу федеративной государственности и урегулировали основополагающие вопросы федеративных отношений, вопрос о разграничении полномочий по предметам совместного ведения в Конституции не решен.
В представленной работе подчеркивается, что разграничение полномочий должно производиться отдельно по каждому предмету совместного ведения на уровне федерального закона. Критериями разграничения полномочий в сфере совместного ведения должны быть общероссийская или сугубо региональная значимость соответствующего вопроса, наличие или отсутствие особой специфики в его регулировании по субъектам Федерации и необходимость единообразного регулирования такого вопроса в связи с обеспечением равноправия граждан на всей территории Российской Федерации.

ЧЕРТКОВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации.


Валерий ЛИСИЦА

Правильно ли разграничены права государственной собственности на природные ресурсы?

В соответствии с Конституций Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает, что данные вопросы могут быть урегулированы как федеральными законами, так и законами субъектов Федерации. В то же время, согласно ч. 4 ст. 76 Конституции РФ о приоритете федеральных законов над законами субъектов РФ по предметам совместного ведения, следует констатировать фактическую невозможность разграничения права государственной собственности на уровне субъекта Федерации. Т.о. разграничение права собственности на природные ресурсы возможно лишь путем принятия федерального закона.
В статье подчеркивается, что при разграничении полномочий федеральный законодатель должен придерживаться следующих правил: - во-первых, полномочия федеральных органов государственной власти необходимо излагать исчерпывающим образом, а полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в открытых перечнях; во-вторых, полномочия необходимо передавать на тот уровень власти, реализация на котором будет наиболее рациональной и эффективной.
Слабым звеном механизма совместного принятия решения о распоряжении государственным фондом недр является отсутствие в настоящее время законодательно урегулированного порядка этой процедуры. Создание и законодательное оформление соответствующего нормативного правового акта позволит эффективно заработать данному механизму и позволит вовлечь субъекты РФ в развитие минерально-сырьевой базы России.

ЛИСИЦА Валерий Николаевич, кандидат юридических наук, заместитель председателя Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ "Сибирское соглашение".

ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ

Василий ИВАНЧЕНКО

Региональная доминантность российского федерализма

В аннотируемой статье представлен подробный исторический экскурс к истокам российского федерализма. Показано, что специфической особенностью российской государственности является региональная доминантность как форма взаимоотношения парных генов, из которых один имеет более сильное влияние при формировании и характеристике особи, системы, целостности.
Проблемы российского федерализма как центрального звена Советского Союза, его несущей структуры, обострились с распадом союзного федерализма. Новое лидерство не смогло выкристаллизоваться из сложившихся экономических отношений России в мировом сообществе. Назрела необходимость в выработке собственной геополитики и соответствующей экономической стратегии.
Таким образом, главное не внешние вызовы так называемой постиндустриальной эпохи, а конкретные политические, технологические, организационные, институциональные, правовые, социально-экономические, научно-технические, техногенные, интеллектуально-культурные и психологические вызовы безопасного, стабильного развития каждого региона и общества в целом.

ИВАНЧЕНКО Василий Матвеевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН.


Владимир ИОНЦЕВ

Особенности демографической ситуации в России и ее отдельных регионах

Аннотируемая статья посвящена подробному анализу демографической ситуации в России и ее отдельных регионах. Подчеркивается, что только в комплексном решении демографических проблем, связанных и с увеличением рождаемости, снижением смертности, с улучшением здоровья, всего образа жизни населения, с семейно-брачными отношениями, с разумным подходом к миграции и др., возможен выход из демографического кризиса. А без его преодоления, без улучшения демографической ситуации в стране невозможно экономическое и социальное развитие России и ее регионов.

ИОНЦЕВ Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

РЕЦЕНЗИИ, ПОЛЕМИКА

Евгений БУХВАЛЬД

Укрупнение регионов: перспектива или суррогат реформирования федеративных отношений

В последнее время при обсуждении перспектив российской государственности одно из центральных мест отводится идее "укрупнения субъектов Федерации".
В статье подчеркивается, что применительно к специфике нынешней демократической и суверенной России более корректно говорить не о модернизации ее "государственно-территориального устройства", а о целостной и всеобъемлющей федеративной реформе или реформе федеративных отношений. Вопрос об укрупнении субъектов Федерации требует серьезных экономических оценок и обоснований и любое решение целесообразно только тогда, когда оно на деле отчетливо обеспечивает экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, в частности, за счет совершенствования систем управления, повышения однородности экономического и социального пространства страны и пр.

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН.


Владимир ПАВЛОВ

Международное и российское законодательство в области прав интеллектуальной собственности

Работа посвящена подробному анализу международных и внутригосударственных правовых актов, регулирующих отношения в области права интеллектуальной собственности.
В статье подчеркивается, что, давая оценку концепции охраны интеллектуальной собственности, предложенную рабочей группой Центра частного права необходимо ориентироваться на общие экономические закономерности развития мирового и российского хозяйствования.
В нынешней, значительно более тяжелой экономической ситуации, изжившая себя концепция приоритета промышленников над творческими личностями в общественном производстве объективно способствует не только хозяйственному застою, но и потере экономической самостоятельности государства.
Необходимым условием для дальнейшего динамичного развития советского общества в условиях научно-технической революции явилось бы выдвижение на первое место в хозяйственной деятельности создателей объектов интеллектуальной собственности (ИС) и нормативное закрепление смены приоритетов в законодательстве. Однако в России этого не произошло, в результате чего тот уникальный научно-технический потенциал, который был накоплен в СССР к 1990 г. оказался невостребованным в тех объемах, которые обеспечили бы устойчивое развитие экономики.

ПАВЛОВ Владимир Павлович, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Российского государственного торгово-экономического университета.