поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №3 (35) ЗА 2004-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Вячеслав СЕНЧАГОВ, Василий ДАДАЛКО, Александр БАГИН

Укрупнение регионов: цели и реальность

Статья подготовлена на основании материалов комплексного исследования тенденций административно-территориального структурирования России и обоснования стратегии интеграционно-объединительных процессов в ней. На этой основе представлены группы регионов, отличающиеся своим отношением к данному процессу. В то же время, еще до принятия решения о вынесении вопроса об интеграции на референдум или осуществлении мягких форм интеграции необходимо на самых ранних этапах обсуждения целесообразности интеграции тех или иных субъектов Федерации выработать позицию о соответствии этой интеграции национальным интересам России и довести эту позицию до всех заинтересованных региональных и федеральных органов власти.

СЕНЧАГОВ Вячеслав Константинович, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН.
ДАДАЛКО Василий Александрович, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя правления "АЛГОНБАНКа".
БАГИН Александр Михайлович, директор, председатель правления "Единой консалтинговой группы".


Виталий ЛАЖЕНЦЕВ

Экономический федерализм и региональная политика

Большинство республик РФ в 2004 г. отмечают 10-летие своих конституций. В связи с этим на местах проводятся мероприятия по широкому кругу проблем политического, национального, экономического и социального развития.
В аннотируемой статье сделана попытка раскрыть тематику федерализма с двух позиций: текущей - по поводу экономических отношений регионов и Центра; и перспективной - относительно направлений возможного участия самих регионов в федеративном устройстве страны. Подчеркивается, что государственная и научная деятельность в рамках указанных позиций, с одной стороны, имеет весьма трудный характер, требует повседневного напряжения в согласовании разнообразных интересов "игроков на конституционном поле", с другой - она представляется весьма творческой и полезной, связана с преодолением противоречий, рождаемых самой жизнью.

ЛАЖЕНЦЕВ Виталий Николаевич, член-корреспондент РАН, директор Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН.


Владимир МУКОМЕЛЬ

Национальная политика в регионах России: сравнительный анализ, позитивная практика

Важным мотивом обращения региональных властей к вопросам национальной политики является их ответственность за положение на местах, т.к. основной их задачей является сохранение социально-политической стабильности.
В то же время в статье национальная политика регионов рассматривается в узком аспекте в регионах политики по отношению к национальным и этническим меньшинствам. За рамками анализа остались такие ее компоненты, как политика по отношению к титульному населению в республиках и русскому народу в областях и краях, а также коренным малочисленным народам.
В работе представлен анализ региональных практик национальной политики в 29 ключевых субъектах РФ. Анализируются 29 параметров национальной политики, характеризующих нормативно-правовую базу, инструменты региональной национальной политики, институциональные, финансовые основы и практику ее реализации. Основное внимание обращено на сравнительный анализ проработанности этнорегиональной политики и эффективности разных моделей оформления национальной политики в регионах.

МУКОМЕЛЬ Владимир Изяевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению ксенофобии и экстремизма Института социологии РАН, директор Центра этнополитических и региональных исследований.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Тамара КУЗНЕЦОВА

Местное самоуправление как форма организации территориальных сообществ: парадоксы российского подхода

Аннотируемая статья посвящена десятилетнему пути местного самоуправления. В ней представлены некоторые выводы о его российской специфике и возможных перспективах развития.
Подчеркивается, что в настоящее время Россия находится на пороге принципиально нового концептуального подхода к местному самоуправлению, который должен учитывать весь комплекс условий развития местных сообществ в России с ее разнообразными социально-экономическими, национальными, территориальными, природно-климатическими условиями. С одной стороны этот подход позволит выявить особенности развития местного самоуправления в современной России, в ее регионах и на локальных территориях, а с другой - даст возможность местным сообществам выбрать наиболее адекватные для каждого из них формы реального народовластия.

КУЗНЕЦОВА Тамара Евгеньевна, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра политико-экономических исследований Института экономики РАН.


Олег ПЧЕЛИНЦЕВ

Устойчивое социально-экономическое развитие - основа региональной политики

Статья посвящена общему направлению, которому должна соответствовать региональная политика на этапе перехода к устойчивому развитию, показаны ее цели и проблемы.
Конкретизация общих целей региональной политики требует учета национальной специфики. В России такой спецификой является наложение огромной северной периферии на небольшое центральное ядро с развитыми промышленными и научно-образовательными функциями. Поэтому основными направлениями региональной политики в России должны стать: политика развития зоны Севера и политика реструктуризации старых промышленных районов.
Материалы, представленные в работе, посвящены социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, а также Москвы и Московской области.

ПЧЕЛИНЦЕВ Олег Сергеевич, доктор экономических наук, заведующий лабораторией региональных проблем социально-экономического развития Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Александр ТАТАРКИН

Проблема диагностики и нейтрализации теневой экономики региона

Проблема теневой экономики многоаспектна. Учеными УрО РАН совместно со специалистами ГУ МВД РФ по УрФО разработана и апробирована методика оценки негативного влияния теневой экономики на социально-экономическую безопасность региона и предложены варианты решения данной проблемы.
На основании проведенного анализа разработана концепция и сценарии нейтрализации теневого сектора в экономике УрФО, основанные на принципе избирательного воздействия на группы хозяйствующих субъектов.

ТАТАРКИН Александр Иванович, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики УрО РАН, сопредседатель Центра экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа.


Людмила АНДРИЧЕНКО

Миграция и национальная безопасность: проблемы законодательного регулирования

Статья посвящена актуальной проблеме - формированию адекватного законодательства, направленного на преодоление негативных последствий миграционных процессов и обеспечение национальной безопасности государства. Разработка такого законодательства создаст условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов в соответствии с международными стандартами и взятыми РФ на себя обязательствами.

АНДРИЧЕНКО Людмила Васильевна, кандидат юридических наук, заведующая Отделом правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Людмила ЛЫКОВА

Комплексная оценка реформирования межбюджетных отношений с помощью инструментов факторного анализа

Реформирование сложившейся в России системы межбюджетных отношений вступает в качественно новую фазу. Для выработки обоснованных рекомендаций по направлениям реформы целесообразно оценить результаты предшествующего этапа, основные последствия проведенных мероприятий для субъектов РФ и определить общее направление движения в ходе данной реформы.
Для проведения комплексной оценки в статье применен формальный статистический инструментарий факторного анализа, который позволяет выявить и отследить некоторые наиболее масштабные последствия мероприятий, проводимых в системе межбюджетных отношений.

ЛЫКОВА Людмила Никитична, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН.


Василий ДАДАЛКО, Анна ЛОГВИНА

Некоторые аспекты развития бюджетного федерализма в рамках интеграции регионов

Выбору основных путей развития бюджетного федерализма с учетом возможной активизации процесса интеграции регионов посвящена аннотируемая статья.
Органы государственной власти субъектов РФ не имеют возможности для проведения гибкой и объективной политики взаимоотношений с нижестоящими бюджетами из-за несовершенства законодательной базы, отсутствия приемлемых методик построения внутрирегиональных межбюджетных отношений и усилившейся в последние годы централизации налоговой базы. Следствием этого является конфликтность между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ.
Сохранение этой ситуации практически неизбежно и в рамках интегрируемых образований. Вот почему при разработке системы внутрирегиональных межбюджетных отношений интегрируемых образований, в полной мере необходимо учитывать те принципы их построения, которые содержатся в "Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" и определить механизмы их реализации. В противном случае процесс интеграции регионов будет малопродуктивным и бесполезным.

ДАДАЛКО Василий Александрович, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя правления "АЛГОНБАНКа".
ЛОГВИНА Анна Михайловна, кандидат экономических наук, заведующая сектором денежно-кредитной политики Центра финансово-банковских исследований.

РЕЦЕНЗИИ, ПОЛЕМИКА

Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

Что нового в "новом федерализме"?

Впервые в журнале "Федерализм" появился новый раздел - "Рецензии, полемика", в котором предполагается публиковать аналитические отзывы на только что увидевшие свет книги, монографии, теоретические исследования по различным проблемам федерализма.
Открывает раздел статья, которая посвящена анализу монографии Н.М. Добрынина "Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации". По оценке автора аннотируемой работы в монографии содержится качественно новый подход к теории и практике федеративных отношений в России, предпринята попытка переосмысления ключевых проблем и перспектив российской государственности. Работа Н.М. Добрынина выгодно отличается своей комплексностью, широтой и глубиной теоретической разработки темы от ряда научных публикаций, так или иначе затрагивающих проблематику федерализма. Кроме того, исследование носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной правовой мысли, автор монографии представил новую модель российского федерализма, основанную на принципиально иных критериях эффективности.

Ключевые слова: Главная мысль монографии: необходимо наиболее оптимальным образом использовать представившийся России исторический шанс построения прочной демократической государственности через преобразование федерализма.

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, советник отдела государственного строительства Аналитического управления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.