поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №2 (34) ЗА 2004-й ГОД

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наталья МАРКОВА, Татьяна МОНАХОВА

Региональная политика как фактор устойчивого развития российской экономики

Главным направлением региональной политики федерального Правительства является ликвидация необоснованных различий социально-экономических условий развития субъектов Российской Федерации.
В статье представлены анализ социально-экономического положения регионов России и сложившаяся ситуация в сфере региональной экономической политики.
Важными векторами региональной политики федерального Центра должны явиться: выравнивание уровня и качества жизни населения, проживающего в различных регионах страны; разработка и реализация антикризисных мер в отношении регионов, где в течение последних трех лет продолжался спад производства, и регионов, в которых устойчиво снижается объем инвестиций в основной капитал; активизация поддержки тех регионов, экономические показатели которых свидетельствуют о формировании на их территории потенциала инвестиционного экономического роста.

МАРКОВА Наталья Ивановна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора региональных макроэкономических и инвестиционных проблем ИЭ РАН.
МОНАХОВА Татьяна Владимировна, научный сотрудник сектора региональных макроэкономических и инвестиционных проблем ИЭ РАН.


Александр ВИЛЕНСКИЙ

Общественные объединения сферы малого бизнеса: взгляд из московского региона

В настоящее время много говорится о пользе саморегулирования малого бизнеса через объединения предпринимателей (ОП), под которым понимается выполнение ОП функций контроля и регулирования предпринимательской деятельности. Это, несомненно, правильно, т.к. нормально функционирующие саморегулируемые ОП позволяют экономить и предпринимателям и государству на транзакционных издержках, повышают конкурентоспособность отечественных производителей и освобождают органы власти от излишних функций посредством передачи их в ведение самих объединений предпринимателей.
Мониторинг, третий год, проводимый в московском регионе по инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства городского Правительства, выявил немало противоречий между ожиданиями в отношении саморегулирования предпринимательских объединений и их нынешними возможностями. Из 300 находящихся в Москве ОП, всего лишь несколько десятков объединений реально связано с поддержкой МП.
В статье подчеркивается, что не стоит торопиться с принятием единого федерального закона о саморегулируемых организациях. Невозможно определить единые, универсальные требования ко всем потенциально саморегулируемым организациям совершенно разных сфер и направлений деятельности. Специфические моменты малого бизнеса по видам профессиональной деятельности следует тщательно прописать и, тем самым, законодательно упрочить его позиции.
Пока же попытки введения обязательного участия субъектов малого бизнеса в российских ОП может быть только фактором усиления бюрократизации.

ВИЛЕНСКИЙ Александр Викторович, кандидат экономических наук, заведующий сектором региональных рыночных структур и собственности Института экономики РАН.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Владимир ВАРНАВСКИЙ

Проблемы собственности в естественных монополиях

Аннотируемая статья посвящена передаче частному сектору части функций государства в сфере естественных монополий. Этот процесс идет в России весьма противоречиво, непоследовательно, с повышенными рисками для всех слоев и институтов государства, бизнеса и общества.
Когда государство не в состоянии решить проблему финансирования, поддержания и модернизации естественных монополий и особенно их инфраструктурных сетей, крупный бизнес - единственный участник хозяйственной деятельности, способный взять на себя решение этих задач. В то же время институциональная неясность в вопросах прав собственности, отсутствие у органов законодательной и исполнительной властей России стремления к четкому разграничению прав между хозяйствующими субъектами повышает риски инвестирования частных средств.
Международные финансовые организации, имеющие огромный инвестиционный потенциал, без законодательного закрепления их прав на пользование объектами государственной собственности не пойдут на российский инвестиционный рынок. Поэтому необходимым условием институциональной адаптации страны к принципам и стандартам международного движения капитала является приведение в соответствие с международными российских норм и правил привлечения бизнеса в сферу естественных монополий. Без разработки специального законодательства, а также многочисленных подзаконных актов (инструкций, положений, типовых договоров и т.п.) в России не будет легитимной основы для осуществления крупных проектов в естественно-монопольных отраслях в форме государственно-частного партнерства. Нужна концепция, государственная программа партнерства, углубленная работа по оценке возможных социально-экономических последствий, созданию институциональной среды реализации подобных проектов, а также особая модель привлечения частного сектора к финансированию объектов естественных монополий.

ВАРНАВСКИЙ Владимир Гаврилович, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.


Андрей КОНДРАШЕВ

Проблемы теории суверенитета в Российской Федерации

В статье подняты спорные вопросы понятия и признаков суверенитета, суверенитета федерации и ее субъектов, статуса субъекта федерации и международной субъектности члена федерации. В процессе практического применения данной научной категории в конституционных правоотношениях как в Российской Федерации, так и за рубежом возникают и иные теоретические вопросы, требующие доктринального осмысления.
В статье подчеркивается, что исследование теории суверенитета в современных условиях развития российской государственности откроет новые грани этой интересной и сложной юридической конструкции, не утратившей своего правового значения за несколько столетий.

КОНДРАШЕВ Андрей Александрович, кандидат юридических наук, советник председателя Законодательного собрания Красноярского края, старший преподаватель кафедры конституционного права Красноярского государственного университета.


Александр ЧЕРТКОВ

Об основных правовых проблемах федерализма в современной России и путях их решения

Аннотируемая статья посвящена рассмотрению правовых проблем российского федерализма, которые в настоящее время стоят не столь остро, как в начале 1990 годов, особенно до принятия в 1993 г. Конституции РФ.
Принятие Основного закона в области государственного строительства имело позитивное значение, хотя он и не решил всех накопившихся проблем, многие из которых стали наследием советского федерализма.
В статье подчеркивается, что вряд ли удастся избежать в будущем внесения изменений в текст Конституции. Однако для конституционных изменений важно четко стратегически определить направления федеративной реформы и пошагово просчитать ее этапы, т.к. поспешность в разработке текста Конституции 1993 г. во многом явилось причиной ее недостатков и противоречий. Неподготовленные и поспешные изменения Основного закона не добавят ему авторитета и могут привести к непредсказуемым последствиям. Следует и далее последовательно и взвешенно проводить политику, направленную на совершенствование российского федерализма, которая была бы основана на государственно-правовых традициях нашей страны.

ЧЕРТКОВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Евгений БУХВАЛЬД

Межбюджетные отношения и поддержка малого предпринимательства

В аннотируемой статье делается попытка рассмотреть возможности совершенствования межбюджетных отношений в связи с задачами в области развития малого предпринимательства с учетом того, что в настоящее время и государственная политика в отношении малого бизнеса находится на перепутье, и в налогово-бюджетной сфере в ближайшей перспективе ожидаются серьезные перемены.
В статье не ставится задача рассмотреть всю проблему реформирования "идеологии" государственной поддержки малого предпринимательства, а затрагивается один момент этой политики: практика федерального софинансирования региональных программ поддержки малого бизнеса.
Складывается несколько взаимодополняющих механизмов, через которые можно стимулировать и "подпитывать" субфедеральные органы управления в отношении их политики развития малого бизнеса: через практику общего финансового выравнивания; через фонды регионального и муниципального развития путем осуществления на гибких условиях субсидиарной поддержки региональных и местных программ развития малого предпринимательства. Такая практика могла бы обеспечить более эффективное формирование, расходование и даже известное "самовоспроизводство" бюджетных средств, которые на настоящий момент объективно потребны для повсеместного осуществления мер поддержки российского малого предпринимательства.

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН.


Геннадий ПЛУЖНИК

Государственный финансовый контроль и управление собственностью субъекта Федерации

Государственная собственность, ее движение и использование представляет собой очень сложный объект контроля. Эта собственность из-за просчетов приватизации фактически складывалась по принципу "случайного остатка", когда при наличии избыточного имущества есть сегодня и проблемы нехватки необходимых имуществ. Ситуация осложняется также недостаточным вниманием к управлению всеми формами государственной собственности. Оно и сейчас продолжает сталкиваться со значительным числом нерешенных проблем институционального, методического и нормативно-правового характера.
В целевом и методическом отношении финансовый контроль в сфере имущественных отношений нормативно не прописан детально в отношении важнейших этапов бюджетного процесса.
В качестве предложений, направленных на совершенствование практики государственного финансового контроля (ГФК), в представленной статье даны следующие: необходимо придать больше полномочий тому или иному контролирующему органу, создать новый орган контроля, стоящий над всеми остальными; улучшить взаимодействие между отдельными контролирующими и карающими ведомствами. Эти предложения разумны, т.к. направлены на формирование единой системы контроля вместо совокупности разрозненных контрольных структур. Научные исследования и обобщение практики позволят существенно укрепить организационную и методическую базу этого направления ГФК, сделать его необходимым и востребованным элементом всего процесса управления социально-экономическим развитием региона.

ПЛУЖНИК Геннадий Николаевич, Председатель Счетной палаты Рязанской области.


Николай ДОБРЫНИН

Бюджетный федерализм в России: генезис, эволюция, необходимость перемен

В статье подробно рассмотрены основные этапы развития бюджетного федерализма в России начиная с 90-х годов и направления совершенствования экономических основ федеративных отношений.
Основными идеями реформирования бюджетного федерализма являются усиление самостоятельности регионов, их финансовая и экономическая самодостаточность. Должна быть преодолена тенденция все большей унитаризации системы государственных финансов, реального сокращения, а не расширения налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Иначе региональные и местные власти лишатся всех материально-финансовых предпосылок и стимулов для самостоятельной реализации принадлежащих им полномочий.
В случае последовательной реализации предлагаемых в работе мер в стране может сформироваться система "федерализма сотрудничества". В противном случае в России по-прежнему сохранится тенденция к становлению унитарного государства с авторитарным режимом управления.

ДОБРЫНИН Николай Михайлович, кандидат юридических наук, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, полномочный представитель ХМАО в Тюменской областной думе, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета.

ДЕМОГРАФИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

Михаил ДЕНИСЕНКО

Миграционные процессы на Севере Европейской части России

Предметом исследования данной статьи являются направления и объемы новых миграционных потоков, их причины, влияние на динамику населения Европейского Севера.
Миграционные процессы будут определяться действием двух факторов: миграционной политикой и продолжением тенденции по преодолению последствий экономического кризиса и реконструкцией отдельных отраслей экономики.
По прогнозам, представленным в статье, миграционный отток населения с Европейского Севера сократится. Во-первых, уменьшится число людей, которые могут покинуть Север по переселенческим программам. Во-вторых, миграционный потенциал сократится в результате уменьшения демографического потенциала: на Европейском Севере будут продолжаться процессы депопуляции и старения населения. В-третьих, миграционный процесс может приостановить экономический рост, т.к. согласно имеющимся экономическим оценкам, в перспективе регионы Европейского Севера России останутся в числе крупнейших поставщиков на внутренний и внешний рынки энергоносителей и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Если эти сценарии развития будут реализованы, то значимость демографического фактора для Севера вновь возрастет. В условиях депопуляции в ряде территорий спрос на работников ряда категорий (нефтяников или строителей) можно будет удовлетворить только за счет мигрантов из других регионов России и стран СНГ.

ДЕНИСЕНКО Михаил Борисович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Наталия ЗВЕРЕВА, Наталья ДЖАНАЕВА

Смогут ли регионы сами полностью финансировать учреждения социального обслуживания?

В предлагаемой статье представлены результаты исследования "Государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми", проведенного по заказу Минтруда РФ при финансовой поддержке Всемирного банка в 2002-2003 гг.
В работе подчеркивается, что весь комплекс мероприятий реформирования системы социальных услуг должен быть встроен в средне- и долгосрочную стратегию развития не только регионов, но и страны в целом с обязательным соотнесением целей и результатов. Такой подход определяет более масштабный и более комплексный характер реформирования социальной сферы по сравнению с предыдущими годами.
Важной остается задача разработки стандартов, позволяющих не только финансировать, но и контролировать функционирование сферы социальных услуг. Перераспределение финансовых ресурсов между федеральным и региональными бюджетами должно осуществляться в случае нехватки собственных средств. Эту задачу все равно придется решать федеральному бюджету за счет трансфертов регионам на социальную поддержку, чтобы не усиливать дифференциацию регионов по уровню жизни.
Переход с 2005 г. к полному финансированию учреждений социального обслуживания из региональных и местных бюджетов (в силу разницы стартовых возможностей) ставит под сомнение соблюдение принципа всеобщей доступности и равенства возможностей получения населением вне зависимости от места их проживания на территории страны государственной социальной поддержки.
Новый принцип финансирования социальной сферы должен быть подготовлен законодательно, что за 2004 г. сделать практически невозможно.

ЗВЕРЕВА Наталия Викторовна, доктор экономических наук, заведующая сектором Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
ДЖАНАЕВА Наталья Георгиевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Леонид НЕСТЕРОВ, Анастасия КОЛЬЧУГИНА

Иностранные инвестиции в экономике России и ее регионов на начало ХХI века

В последние годы Госкомстат совместно с Центробанком РФ уделяют серьезное внимание обобщению имеющейся информации об иностранных инвестициях, как поступающих в российскую экономику, так и направляемых российскими организациями государствам-участникам СНГ. Эта работа стала производиться не только в рамках всей России, но и по федеральным округам и субъектам Федерации. Регулярно публикуемые результаты обследований способствовали выявлению имеющихся тенденций, как в объемах инвестиций, так и в их структуре.
Предлагаемая статья представляет собой аналитический обзор, посвященный наиболее значимым публикациям Госкомстата РФ за последние (2000-2003) годы.

НЕСТЕРОВ Леонид Иванович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИЭ РАН.
КОЛЬЧУГИНА Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора региональных рыночных структур и собственности ИЭ РАН.