поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (33) ЗА 2004-й ГОД


Сергей МИРОНОВ

Десятилетие Конституции РФ и задачи совершенствования законодательного процесса

Конституция РФ, принятая десять лет назад, поставила создание нового общественного строя на прочную правовую основу. Она стала фундаментом не только для федерального законодательства, но и для законодательства субъектов Федерации, что позволило процессу строительства новой российской государственности обрести необходимый порядок, системность и последовательность.
В то же время формирование эффективной системы законодательства оказалось делом сложным и длительным. Ключевой проблемой по-прежнему остается социально-экономически мотивированное разграничение полномочий между органами власти Федерации, субъектов Федерации и местным самоуправлением, а также закрепление этого разграничения в системе законодательно-правовых актов федерального и регионального уровня.
Представленная статья посвящена возможным направлениям совместной работы федеральных и региональных законодателей в области системного планирования, программирования законопроектной деятельности, анализу регионального законодательства на предмет его соответствия федеральному, оценке социальных последствий принимаемых законов и т.д.
В статье подчеркивается, что основным направлением работы по более полному раскрытию потенциала действующей Конституции является повышение качества федерального и регионального законотворчества и оптимизация правоприменительной деятельности.

МИРОНОВ Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Виталий ЛАЖЕНЦЕВ

Новые подходы к организации территориального развития

Статья посвящена подробному анализу сложившейся ситуации и поиску новизны в теории и практике региональной экономики на примере Республики Коми.
Специфика территориального развития заключается в том, что она организуется на базе региональной собственности и регионального хозрасчета. Регионы и муниципалитеты, выступающие в роли хозяйствующих субъектов, становятся своеобразными квазикорпорациями, оказывающими услуги населению. Главным в организации территориального хозяйствования является активная работа с региональной собственностью: природными ресурсами, имущественными комплексами и финансовыми средствами; а также, соизмерение собственных затрат и собственного дохода. Мерой эффективности территориального хозяйствования является рост и улучшение качества совокупного социально-экономического потенциала конкретной местности.
В работе подчеркивается, что для успешной организации территориального развития необходима разработка и внедрение норм корпоративного поведения: сочетание регионального и фирменного управления.
В статье особое место отводится государственному управлению, как одному из условий успешного социально-экономического развития регионов.

ЛАЖЕНЦЕВ Виталий Николаевич, член-корреспондент РАН, директор Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН.


Александр КАЗАКОВ

Российский этнический федерализм: угроза целостности страны?

Одним из важнейших вопросов развития России на современном этапе является вопрос этического федерализма - угрожает ли он целостности государства или нет?
В представленной работе показано, что этнический федерализм, являющийся одним из принципов российского федерализма - не ошибка, а историческая необходимость. Сам по себе он не несет никакой угрозы единству Российской Федерации, а она, в свою очередь, построенная на его основе, обладает высокой жизнеспособностью. Реальную же угрозу целостности страны могут создать как раз попытки отказаться от этого принципа, сделать из России федерацию территорий.
За годы, прошедшие со дня принятия Конституции, этнический фактор в России далеко не исчерпал себя. В сознании российских народов он остается основным фактором идентичности, политическим и идеологическим ориентиром. К осознанию россиянами того факта, что приоритетное значение для идентичности человека имеет принадлежность к гражданскому, а не этническому сообществу, еще идти и идти. Но это - доминирующая тенденция мирового развития, и власть, общество обязаны содействовать этому процессу.

КАЗАКОВ Александр Иванович, доктор экономических наук, председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.


Тимур ЕВСЕЕНКО, Надежда СОЛОПОВА

Конфедерация как форма государственного устройства

В последнее десятилетие ХХ века в России остро встала проблема целостности государственного устройства. Разрушение устоявшейся общественной системы привело к критическому пересмотру всего накопленного опыта государственного строительства за минувшие десятилетия. Теоретические вопросы, поставленные минувшим кризисом, остались не решенными. К числу таких вопросов относится и проблема конфедерации как особой формы государственного устройства.
В работе поставлена задача выявления таких особенностей конфедерации, которые позволят определить тип этой организации: государственная ли она или межгосударственная. Сложность состоит в том, что в литературе термином конфедерация называют различные объединения и реальное лицо каждого союза становится ясным только по прошествии времени, когда станет очевидным, какая тенденция в нем возобладала. Слабым местом конфедерации представляются неизбежные различия в статусе входящих в нее субъектов, суверенный характер которых исключает приведение их к единому знаменателю. Однако ограниченность права нуллификации и возможность принудительного воздействия на государства-субъекты все же обеспечивает достаточную устойчивость конфедеративных союзов в качестве единого целого и в течение длительного времени обеспечивать существование союза государств, защиту их общих интересов, а при благоприятных условиях трансформироваться в иные, более прочные формы государственных объединений.

ЕВСЕЕНКО Тимур Петрович, кандидат юридических наук, докторант кафедры истории государства и права Уральской государственной юридической академии.
СОЛОПОВА Надежда Саввична, кандидат юридических наук, доцент кафедры социальных наук Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Евгений КАПУСТИН

Региональные различия в реальных доходах населения России

В такой стране как Россия объективно большое, а в ряде случаев преобладающее значение в формировании существенных различий в доходах населения имеет дифференциация по регионам, зависящая как от объема душевого производства ВРП и его структуры, так и от географических, природно-климатических, этнических и иных территориальных особенностей.
Борьба с бедностью, определенная сегодня как приоритетная социальная задача, предполагает проведение активной политики доходов. Чтобы эта политика была эффективной, необходимы всесторонние исследования уровня, качества и образа жизни россиян, в том числе, региональные.
В статье подчеркивается, что разработка и реализация государственных социальных стандартов, гарантий и программ должна осуществляться в максимальной степени с учетом объективных особенностей регионов страны для обеспечения неформальных, а действительно реальных успехов борьбы с бедностью на основе ускоренного развития районов, население которых особенно в этом нуждается.

КАПУСТИН Евгений Иванович, член-корреспондент РАН, советник Российской академии наук.


Наталия СМОРОДИНСКАЯ, Станислав ЖУКОВ

Экономическое развитие Калининградской области: возможности и перспективы

Статья посвящена перспективам развития анклавной российской территории в единой Европе, тем трудностям, которые связаны с укреплением внешних границ ЕС и риском транспортно-торговой изоляции области от основной территории России.
Федеральная поддержка Калининграда состоит из искусственных стимуляторов экономического роста, которые могут лишь на плаву удерживать экономику области, но не в состоянии обеспечить ее развитие на подлинно рыночных началах. По масштабам и глубине отклонений от рыночной системы координат калининградская экономика выделяется в худшую сторону даже на общероссийском фоне.
Для того чтобы вписаться в процесс глобализации и выдержать давление открытой конкуренции в Европе, Калининград должен развиваться в русле определенной экономической логики, которая диктуется законами рынка и учитывает объективные ресурсные ограничения региона. Переход Калининградской области к новому алгоритму развития предполагает глубокое реформирование ее экономики. Оно могло бы осуществляться по образцу вступающих в ЕС балтийских соседей - Польши и Литвы. В соответствии с этим сценарием хозяйственная система области должна стать полностью однородной с экономическим пространством ЕС, т.е. целиком интегрироваться в это пространство в сжатые исторические сроки. Теоретически такой радикальный сценарий представляется оптимальным. Но на практике он сводится к наиболее жесткому варианту экономической модернизации региона методом шоковой терапии.

СМОРОДИНСКАЯ Наталия Вадимовна, кандидат экономических наук, руководитель Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН.
ЖУКОВ Станислав Вячеславович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

Временная финансовая администрация как политико-правовой институт

В аннотируемой работе делается попытка рассмотрения института временной финансовой администрации (ВФА) в его неразрывной связи с "материнскими" институтами - экономическими, политическими и правовыми. Для более глубокого понимания его сущностных характеристик в статье широко представлен мировой опыт федеративного строительства.
В статье подробно рассматривается российский опыт законодательных и процессуальных аспектов ВФА. Проанализированы возможные коллизии, которые неизбежно возникнут вследствие практической реализации института ВФА. Сделан вывод, что этот институт в его нынешнем виде является мерой ответственности субъектов РФ и их должностных лиц. Политическая составляющая данного института в нашей стране в значительной мере поглощает его правовой и экономический аспекты, в связи с чем возникают вполне обоснованные возражения против его введения в российскую правоприменительную практику, вызванные опасением, что из инструмента оздоровления хозяйственной деятельности в регионах он может превратиться в средство сведения политических счетов с неугодными региональными лидерами.

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, советник отдела проблем государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.


Людмила АНДРИЧЕНКО, Владилен ЕЛЕОНСКИЙ

Законодательное регулирование прав добровольных переселенцев из стран СНГ и Балтии

Основной целью будущих законов в области прав добровольных переселенцев из стран СНГ и Балтии является защита прав соотечественников, переселяющихся на постоянное место жительства в Россию с приобретением российского гражданства. Однако сугубо законодательное регулирование экономических вопросов, связанных с решением этой проблемы, без учета всесторонней государственной поддержки переселенцев на новом месте будет не вполне эффективным. Адекватное социальным потребностям миллионов сограждан развитие законодательства зависит от того, какие ресурсы (финансовые, кадровые, информационные) государство готово выделить на поддержку переселяющихся сограждан. Важным организационным вопросом является определение основных исполнителей мероприятий программы.
В статье подчеркивается, что процессу переселения должна предшествовать значительная по объему организационная работа. Ее эффективное проведение возможно лишь в рамках четкой законодательно установленной процедуры, для конструирования которой потребуется научно обоснованное представление о характере защищаемых прав добровольных переселенцев.

АНДРИЧЕНКО Людмила Васильевна, кандидат юридических наук, заведующая Отделом правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
ЕЛЕОНСКИЙ Владилен Олегович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Отдела правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.


Мидхат КУРМАНОВ

Представительные органы государственной власти субъектов РФ в законодательном процессе

Аннотируемая статья посвящена обобщению практики реализации наиболее важных положений федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации, закрепляющих гарантии и формы участия законодательных органов субъектов РФ в законотворческом процессе на примере различных регионов России.
Хотя федеральное законодательство устанавливает такие гарантии и формы участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, к сожалению, сложившаяся практика не всегда способствует принятию федеральных законов, учитывающих мнения и интересы субъектов РФ.
В некоторых регионах даже при расширенном перечне субъектов, наделенных правом законодательной инициативы и формальном создании условий и возможностей для его реализации, осуществить свое право на деле удается не всегда. Инициатива не рассматривается на заседаниях законодательного органа субъекта РФ, а возвращается в комитеты, президиумы, советы законодательных органов. К тому же законы о статусе депутатов, регламенты законодательных органов в ряде субъектов РФ не обеспечивают возможности участия избирателей в законодательном процессе.
Выводом представленной работы является тот, что в России до сих пор нет единого правового пространства. Оно нарушено из-за слабости регионального законодательства. Нет настоящего правового мониторинга, плохо отслеживаются позитивные и негативные стороны местного нормотворчества. Правовая культура депутатов законодательных органов субъектов РФ далека от того уровня, который необходим для решения возникающих задач.
Устранить этот пробел, помочь местным депутатам поднять свой теоретический уровень - такая задача поставлена самой жизнью перед новой Думой и Советом Федерации.

КУРМАНОВ Мидхат Мазгутович, кандидат юридических наук, председатель постоянной комиссии Государственного Совета Республикп Татарстан по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Алексей СЕРГЕЕВ

Развитие конституционных и законодательных основ российского местного самоуправления

Важнейшим императивом муниципального права является развитие форм демократического участия граждан в решении вопросов местного значения. К сожалению, не следует полагать, что соответствующие идеи муниципально-правовой науки и у нас в России можно будет воплотить в жизнь в исторически короткие сроки, т.к. для этого не сложились необходимые социально-экономические предпосылки.
Работа посвящена детальному анализу Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В статье рассматриваются некоторые положения закона, которые представляются уязвимыми с точки зрения их соответствия Конституции России. В то же время нет ответа на вопрос: будут ли оспорены в Конституционном суде отдельные положения данного закона. Ясно одно, что любое отступление от демократических принципов организации муниципальной власти, попытка обойти Конституцию, исказив дух и смысл ее норм, является неприемлемым и возрастание роли закона в сфере муниципальных отношений никоим образом не должно приводить к свертыванию процессов демократизации власти на местном уровне.

СЕРГЕЕВ Алексей Аронович, кандидат юридических наук.


Владимир ЛЮБОВНЫЙ

Роль городов в инновационном пути развития экономики России

Работа посвящена одному из важных вопросов - выбору дальнейшего развития России, ее возможности занять достойное место среди стран, основу развития которых составляет экономика инновационного типа.
При оценке возможностей российских городов выступать в качестве базы инновационного пути развития надо помнить, что эти процессы будут происходить в условиях существующей системы расселения, которая характеризуется высокой степенью консервативности. В новых условиях город перестанет быть "приложением" к ведомственному производству, т.к. этот приоритет сменится приоритетом интересов города как совокупного интереса его жителей.
В статье подробно рассмотрены основные позиции для реализации городами их потенциальной роли в становлении инновационной экономики.

ЛЮБОВНЫЙ Владимир Яковлевич, доктор экономических наук, член-корреспондент РААСН, главный научный сотрудник Научно-методического центра "Города России" ГУ ИМЭИ Минэкономразвития России.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Ирина БУХТОЯРОВА, Алла КОРСАКОВА

Рынок туристских услуг - инструмент развития регионов

По данным Всемирной туристической организации число международных туристов в мире в 2002 г. составило 715 млн. человек, притом, что в России их побывало чуть больше 1% от общего потока. Что же сдерживает его?
Анализ развития туризма в России и ее отдельных регионах и факторов, сдерживающих это развитие, и посвящается аннотируемая статья.
В работе подчеркивается, что развитие туризма требует осмысления мирового опыта и выявления имеющихся ресурсов и упорядочения нормативной и юридической базы развития этой сферы экономики. Для регионов России туристские услуги обеспечивают приток иностранной валюты, решают локальные проблемы занятости, стимулируют развитие транспортной сети и инфраструктуры, рекреационного потенциала и т.д.
Принятие Федеральной целевой программы развития туризма в марте 1996 г. вызывало разработку соответствующих региональных программ, в которых определены возможности расширения этой сферы. Речь идет о расширении туристических поездок как для российских граждан так и для иностранцев, определении задач и конкретных мер по развитию инфраструктуры туризма, его материальной базы, рекламно-информационных служб, народных художественных промыслов, подготовке кадров, разработке новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.

БУХТОЯРОВА Ирина Вячеславовна, кандидат экономических наук, ведущий специалист специализированного Центра правовой информации "Правовест".
КОРСАКОВА Алла Александровна, заместитель директора Института менеджмента МГУЭСИ.