поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (32) ЗА 2003-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Алла ЧЕБАНОВА

Бюджетная задолженность субъектов РФ по заработной плате: quo vadis?

Работа посвящена проблеме задолженности по заработной плате работникам бюджетных организаций, приобретшей в России в пореформенный период повсеместный и болезненный характер, как к самостоятельному аспекту общей проблемы задолженности субъектов Федерации.
С содержательной точки зрения природа бюджетной задолженности субъектов РФ по заработной плате является ни чем иным, как долгом местных властей перед работниками данной сферы, и на этом основании закономерно ее причисление к категории заимствований субъектами Федерации у населения. В то же время официальное признание задолженности означает для большинства российских регионов существенное увеличение долгового бремени. Поэтому федеральные власти не склонны относить накопленные региональные бюджетные невыплаты заработной платы к категории долгов. Об этом свидетельствует отсутствие такой формы в списке субфедеральных долговых обязательств в Бюджетном кодексе РФ.
В силу различных обстоятельство федеральный Центр обладает весьма узким набором мер воздействия на финансовые потоки территорий. В работе представлены различные решения данной проблемы. Представляется, что объем задолженности по заработной плате должен фигурировать наряду с важнейшим параметрами государственного долга суб-федерального уровня при принятии решений о тех или иных мерах федеральной политики в отношении регионов. Одним из таких подходов может быть отказ от предоставления региону не обусловленных федеральных трансфертов при превышении определенного уровня задолженности по заработной плате и перевод его через казначейскую систему исполнения федерального бюджета на обусловленные трансферты, предполагающие финансирование только конкретных статей расходов.
Подчеркивается, что такая мера может оказать определенное стимулирующее воздействие на администрации некоторых субъектов Федерации, которые сознательно накапливают данную задолженность, пытаясь таким образом воздействовать на федеральный бюджет с требованием перевода этого субъекта Федерации на федеральное финансирование.

ЧЕБАНОВА Алла Борисовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономической стратегии Института экономики РАН


Семен КИМЕЛЬМАН, Владимир ЧЕЧЕТКИН, Николай ЧУМАЧЕНКО

Стоимостная оценка богатства недр Читинской области

Стоимостная оценка полезных ископаемых является важнейшей составной частью определения размеров национального богатства страны, особенно такой, как Россия, экономика которой носит ярко выраженный сырьевой характер.
Статья посвящена старшейшей горнорудной провинции страны - Читинской области, которая по разнообразию полезных ископаемых занимает одно из ведущих мест в России. Более того, настоящее и будущее всей Даурии предопределяется состоянием и развитием ее минерально-сырьевой базы. А этой крайне важно. Ведь национальное богатство недр предопределяет развитие того или иного субъекта Федерации, позволяет выдвинуть законодательные инициативы, осуществление которых создаст особую экономическую зону, благоприятную для инвестиций.
Госкомстат России приводит в статистических ежегодниках сведения о стоимости национального богатства регионов по большинству элементов, кроме стоимости национального богатства природных ресурсов, в том числе - недр, которое в десятки и сотни раз превышает учитываемые Госкомстатом активы.
В работе представлен спектр показателей стоимостной оценки недр, каждый из которых имеет свои преимущества. Особенно часто дискутируется проблема определения горной ренты, собственности на нее, ее оптимального распределения между государством и недропользователем. Стоимостные категории взаимоувязаны между собой и представляют последовательный переход от потенциальной стоимостной оценки недр к реальной оценке стоимости извлекаемых разведанных запасов и вычленения из этой стоимости чистой прибыли недропользователя и доходов государства, а также суммы горной ренты.

КИМЕЛЬМАН Семен Аронович, кандидат технических наук, заведующий отделом инвестиционно-финансовых механизмов, лицензирования и раздела продукции Всероссийского НИИ экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС).
ЧЕЧЕТКИН Владимир Степанович, кандидат геолого-минералогических наук, исполнительный директор Читинского регионального отделения Российского геологического общества (РосГео), член исполнительного комитета РосГео.
ЧУМАЧЕНКО Николай Михайлович, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник отдела инвестиционно-финансовых механизмов, лицензирования и раздела продукции ВИЭМСа.

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

Александр ЛЕБЕДЕВ

"Загадочная" Конституция России

Современная концепция федеративного устройства России не отвечает объективным потребностям ее развития как государства. Анализ конституционной модели "разграничения" показывает, что она, с одной стороны, достаточно проста и определенна, с другой - несовершенна.
Перечень вопросов, порожденных несовершенством Конституции, является источником постоянного конфликта во взаимоотношениях между федеральным Центром и субъектами РФ, что в свою очередь оказывает негативное влияние на процессы государственного управления, обеспечения единого политико-правового и экономического пространства России.
В работе представлен подробный анализ трех основных периодов в "разграничении" предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами РФ. Подчеркивается, что за 10 лет после принятия Основного закона России конституционная модель "разграничения" так и не была реализована, т.к. практика развивалась вне конституционного поля, исходя из интересов господствующего на федеральном уровне центра власти, пройдя путь от децентрализации (ельцинский период), почти приведшей к распаду государства, до централизации (путинский период), превращающий Россию в сложное федеративно-унитарное государство.
В статье подчеркивается, что вне зависимости от внешне- и внутриполитических, экономических, социальных и иных факторов действующая Конституция РФ будет все более отдаляться от практики, поскольку она уже "сыграла" свою правовую роль в "разграничении" в самый сложный, переходный период развития современного российского федерализма.

ЛЕБЕДЕВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.


Андрей БЕЗРУКОВ

Конституция Российской Федерации и институт совместной компетенции

В работе подчеркивается, что важнейшим вопросом и принципом современного российского федерализма является разграничение компетенции и поиск оптимальных механизмов взаимодействия между Федерацией и ее субъектами. При этом предполагается главенство федеральных законов и, следовательно, региональное законодательство должно быть "последующим", издаваться после принятия соответствующих федеральных законов по конкретным вопросам, а "опережающее" законодательство регионов в целом можно считать оправданным лишь в исключительных случаях. Но поскольку таких случаев набирается немало, целесообразно предложить законодателю внести изменения в законодательство, пополнив в части права субъектов на принятие "опережающего" законодательства положением "в исключительных случаях", что позволит сократить и очистить избыточное и противоречивое законодательство регионов.
Содержатся и другие идеи совершенствования института совместной компетенции, реализация которых должна существенным образом позитивно повлиять на укрепление властной вертикали, сократить многочисленные противоречия и коллизии между федеральным и региональным законодательством, способствовать повышению эффективности процесса формирования и оптимизации прочных основ российского федерализма.

БЕЗРУКОВ Андрей Викторович, кандидат юридических наук, начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института МВД России.


Владилен ЕЛЕОНСКИЙ

Об унификации законодательных терминов, используемых в целях регулирования национальных отношений

Важной государственной задачей в условиях многонационального состава населения России является проведение взвешенной национальной политики.
Как показывают российские реалии последних десятилетий - национальное самосознание - неотъемлемое условие полноценной гражданской жизни. В то же время федеральное законодательство, регулирующее вопросы построения и осуществления национальных отношений, по-прежнему, несовершенно. Федеральные законы применяют терминологию, которая зачастую трактуется по-разному. Ее разъяснение с использованием международных правовых актов не всегда плодотворно, поскольку различно могут толковаться соответствующие положения названных актов. Так, к примеру, в тексте законов, подзаконных актов требуется более четкое определение порядка пользования правами коренных малочисленных народов или национальных меньшинств. Положения Конституции РФ позволяют четко определить субъектный состав соответствующих правоотношений. Отдельного внимания заслуживает также вопрос о понятии территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В работе подчеркивается, что внесение определенности по вопросу об анализируемых в ней понятиях позволит решить задачу, которую нежелательно оставлять в области толкования закона. Сам же закон, четко отвечая на рассматриваемый вопрос, одновременно решит и задачу унификации соответствующей терминологии.

ЕЛЕОНСКИЙ Владилен Олегович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.


Валентин МИХАЙЛОВ

Российская Федерация: вектор направления и скорость приближения к демократии

Соотношение между демократией в центре России и на местах претерпевает со временем не слишком заметные, но существенные изменения. Большее и детальное знание свойств политической асимметрии Российской Федерации будет полезно для формирования ответа на главный вопрос о векторе направления и скорости приближения к демократии всей страны как целого.
Одним из центральных вопросов статьи является вопрос классификации демократии в регионах России начиная с 90-х гг. В российских регионах имеется совокупность разнообразных примеров и авторитарных режимов и случаев слабого плюрализма, со слабой тенденцией постепенной трансформации первых во вторые. Если это и означает переход на более высокий уровень демократии, то преобразование режимов слабого плюрализма из одного вида в другой не всегда сопровождается усилением гражданского общества, повышением честности выборов, и развитием других институтов демократии.
Так что об устойчивой долгосрочной тенденции к консолидации демократии в регионах России еще рано говорить. Каждому субъекту, как и самой Федерации, предстоит пройти еще долгий путь на этом нелегком пути.

МИХАЙЛОВ Валентин Вахтангович, кандидат физико-математических наук.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Константин КАРАСЕВ, Михаил КОНСТАНТИНОВ

Демографический кризис в Читинской области. (Когда Россия потеряет Забайкалье?)

Демографическая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке складывается чрезвычайная в результате глубокого системного социально-экономического кризиса. Экономические возможности государства и существующая нормативная правовая база носят в большей степени "декларации о намерениях", не способствуя, а иногда и усугубляя катастрофическую ситуацию с народонаселением этих территорий. Угроза восточной экспансии также становится реальностью, т.к. многие из районов Забайкалья являются пограничными и, как сырьевые территории, давно привлекают к себе иностранное внимание.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с совершенствованием законодательства и принятием мер по укреплению границ, активизацией государственной политики, обеспечивающей население Забайкалья приемлемыми условиями жизни и предоставлением ему социальных гарантий.
В работе рассматривается миграционная обстановка, свидетельствующая об отсутствии стратегии государства в решении демографических и миграционных проблем Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Пренебрежение же этими проблемами может привести к возникновению социальной и политической неустойчивости, целостности и национальной безопасности государства.

КАРАСЕВ Константин Иванович, заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы.
КОНСТАНТИНОВ Михаил Васильевич, проректор по науке Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор исторических наук, профессор, председатель ассоциации народов Забайкалья.


Вячеслав БОБКОВ

Региональное неравенство уровня жизни

Статья посвящена одной из важных составляющих целостности России - региональным аспектам уровня жизни людей на примере федеральных округов страны.
В работе поднимаются вопросы стартового уровня жизни в разных частях страны, в какой мере он объединяет людей, живущих далеко и близко друг от друга.
Не менее важное значение имеют вопросы управления страной. Как управлять таким огромным государством с рыночной экономикой? Что больше влияет на успех в жизни в новых условиях? Почему управление построено по федеральным округам, а не по 11 укрупненным экономическим районам? Как такое управление влияет на уровень жизни в регионах?
Несмотря на то, что вопросов больше, чем ответов, в статье предприняты попытки оценить деятельность властных структур в решении назревших социально-экономических проблем.

БОБКОВ Вячеслав Николаевич, доктор экономических наук, профессор, директор Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский центр уровня жизни".


Анастасия КОЛЬЧУГИНА

Деятельность предприятий с участием иностранного капитала в регионах России

Среди причин неравномерности распределения иностранных инвестиций в регионах России автор называет недостаточную степень активности региональных властей по их привлечению. В то же время в работе показано, что наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются регионы с развитой инфраструктурой рынка, обладающие значительными запасами сырья, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения.
В регионах, сумевших привлечь значительное число иностранных инвесторов, в настоящее время происходит укрупнение предприятий с участием иностранного капитала. Здесь происходит снижение общего числа совместных предприятий с одновременным увеличением показателя численности работников на них и ростом объема выпуска ими продукции.
При всех положительных моментах создания совместных предприятий, в статье подчеркивается необходимость взвешенной и гибкой политики государства в отношении прямых иностранных инвестиций. Важно обеспечить оптимальное соотношение стимулирующих факторов, учитывающих интересы зарубежных предпринимателей, и ограничительных факторов, обеспечивающих национальную экономическую безопасность страны.

КОЛЬЧУГИНА Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора "Региональных рыночных структур и собственности" ИЭ РАН.


Ольга ЧУДИНОВСКИХ

Миграционные и жизненные планы выпускников российских вузов

Проблема трудоустройства и территориального перераспределения молодежи, получившей высшее образование, относится к числу мало проработанных. Поэтому особый интерес вызывает обширное социологическое исследование, проведенное в 2001-2002 гг., в ходе которого проводился анкетный опрос и глубокие интервью студентов выпускных курсов российских вузов различных регионов.
В работе подчеркнуто, что мотивацией выбора вуза абитуриентами являются такие факторы, как престижность, возможность получения перспективной специальности, материальная база обучения, качество преподавания, и, как следствие, дальнейшее трудоустройство, достойный заработок и наличие жилья.
Рассматриваются проблемы, связанные не только с миграцией внутрироссийской, но также возможности молодых специалистов работать за границей, предпочтительнее, как правило, по долгосрочному контракту. В то же время, среди причин, сдерживающих внешнюю миграцию, были названы следующие: недостаточное знание иностранного языка, здоровье, отсутствие денег, преодоление трудностей адаптационного периода.
Основным фактором, влияющим на миграционные и жизненные планы выпускников является экономическое неравенство регионов, которое непосредственно влияет на стартовые возможности и жизненные планы молодежи.

ЧУДИНОВСКИХ Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, заведующая сектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ.

ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ

Филипп ИГУМЕН

Экономический романтизм или глобализационная эклектика? (Заметки о социальной теологии католической церкви)

В работе делается попытка показать, что католическая социальная доктрина находится ближе к неолиберальной трактовке современной капиталистической экономики, чем к другим политико-экономическим конструкциям.
Исходным пунктом моделирования экономического развития для католической социальной доктрины является модель социального рыночного хозяйства, "которая признает главную и положительную роль предпринимательства, рынка, частной собственности и вытекающей отсюда ответственности за средства производства, свободную творческую деятельность человека в секторе экономики".
Однако уже сама телеология этого "здорового народного хозяйства", как она разрабатывается в католическом социальном учении, по существу внетеологична: она включает, наряду с трудноопределимым "общественным благом" лишь "полную занятость, стабильные цены, экономический роста и внешнеторговый баланс".
Эклектичность концептуальных основ католической социальной доктрины, соединяющей неолиберальные, неокейнсианские и, отчасти, западные неосоциалистические идеи, весьма затрудняет не только ее критическое восприятие (а рациональность в восприятии богословских идей - вполне логична для христианского богословия), но и ставит под сомнение перспективы возможности практической реализации предлагаемой модели.

ИГУМЕН Филипп Симонов, доктор экономических наук, профессор.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Леонид НЕСТЕРОВ, Анастасия КОЛЬЧУГИНА

Развитие регионов России в 1995-2002 гг.

Статья представляет собой анализ статистических данных, опубликованных в специальном сборнике, представленном Госкомстатом России в середине 2003г.
В работе подробно рассматривается статистическая информация о валовом региональном продукте (ВРП), дан краткий анализ выявленных тенденций социально-экономического развития, как в рамках федеральных округов, так и отдельных субъектов Федерации. Аналитические данные свидетельствуют об оживлении воспроизводства основного капитала наиболее значимых регионов России, а также о недостаточном инвестировании в основной капитал остальных регионов, что сдерживает общее развитие экономики России.

НЕСТЕРОВ Леонид Иванович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН.
КОЛЬЧУГИНА Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора "Региональных рыночных структур и собственности" ИЭ РАН.