поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №3 (31) ЗА 2003-й ГОД

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

Марат САЛИКОВ

Конституционный федерализм России: опыт десятилетнего развития

Статья посвящена десятилетнему юбилею конституционного федерализма в России. Для его дальнейшего успешного развития немало задач придется решить в сфере бюджетного федерализма, в деле территориальной реструктуризации, в области установления правовой ответственности субъектов федеративных отношений и т.п.
Для превращения России в современное цивилизованное государство, где будут учитываться как интересы Федерации в целом, так и интересы ее отдельных субъектов, предстоит совместный кропотливый, не всегда легкий и быстрый путь решения всех проблем федеративного строительства.

САЛИКОВ Марат Сабирьянович, доктор юридических наук, профессор, директор Института юстиции Уральской государственной юридической академии.


Игорь БАРЦИЦ

Мысли об административной реформе в год десятилетия Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. объективно способствовала выходу страны из государственно-правового кризиса. Основной закон страны задал конституционно-правовые рамки разрешения основных проблем российской государственности. И важнейшей из них было - изменение системы управления страной, утверждение новой управленческой модели, приспособленной к рыночной экономике.
И все же сложившаяся система государственного управления не соответствует стоящим перед Россией задачам, не в полной мере выполняет возложенные на нее функции. Отмечая это положение, В.В. Путин подчеркнул в своем Программном Послании Федеральному собранию, что "мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка в органах власти. Но это - не конечная цель, а лишь первый этап государственной модернизации".
В работе подчеркивается, что современная Россия, лишенная трети своей территории и плодородных земель, испытывающая грозящие катастрофой трудности в элементарном поддержании количества своего населения, еще не смогла создать механизмы разумного соединения своих частей в единую государственную власть. Потребность в выработке подобных механизмов настоятельна. И от того, сумеет ли наша страна ответить на вызов времени и создать разумную систему власти и контроля за ее деятельностью, зависит развитие Российского государства.

БАРЦИЦ Игорь Нязбеевич, доктор юридических наук, директор Научно-информационного центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.


Алексей ПАВЛУШКИН

Основные направления регламентации взаимодействия федеральных органов власти и законодательных органов субъектов РФ

Взаимодействие федеральных органов государственной власти и законодательных органов государственной власти субъектов Федерации является важным фактором в развитии российского федерализма. Однако для его дальнейшего укрепления необходимо более широкое сотрудничество всех уровней государственной власти. При этом существует два канала активизации такого взаимодействия: принятие соответствующих федеральных законов и совершенствование норм регламентов и иных актов данных органов. На уровне федеральных законов возможна более детальная регламентация основных вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти и законодательных органов государственной власти субъектов Федерации. На уровне подзаконных актов целесообразно закрепление организационных форм взаимодействия.
В статье подчеркивается необходимость повышения роли законодательных органов власти субъектов Федерации при назначении должностных лиц - представителей федеральных структур на своей территории во всех без исключения случаях, установленных федеральным законодательством.

ПАВЛУШКИН Алексей Владимирович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.


Людмила АНДРИЧЕНКО, Владилен ЕЛЕОНСКИЙ

Конституция России и развитие законодательства в области национальных отношений

Работа посвящена Конституции РФ, которая позволила на демократической правовой основе решать вопросы сохранения самобытности граждан России различных национальностей. В то же время заложенные в Основном законе принципы реализованы не полностью. Имеются проблемы в законодательном регулировании.
Признание особого законодательного института защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации может оказать существенное положительное влияние на сохранение и развитие национальных меньшинств и коренных народов при принятии жизненно важных решений.
Принципиальные позиции России по вопросам государственной национальной политики должны быть закреплены концептуально, необходимо определить ориентиры по вопросам осуществления национальной политики для органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, научных, учебных и культурно-просветительских учреждений.

АНДРИЧЕНКО Людмила Васильевна, кандидат юридических наук, заведующая отделом правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
ЕЛЕОНСКИЙ Владилен Олегович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Андрей БУСЫГИН

Федеральные округа: настоящее и будущее

Статья посвящена перспективам развития федеральных округов, хотя в ее задачу не входит анализ деятельности полномочных представителей Президента РФ в округах и их аппаратов. Их работа исследуется только в той мере, которая необходима для понимания того, какое будущее ждет федеральные округа: будет ли институт полпредства упразднен, как выполнивший свои задачи и округа исчезнут вместе с этим институтом? И если это произойдет, то когда? Или федеральные округа являются предтечей нового административно-территориального деления страны и в будущем Россия будет состоять всего из семи субъектов Федерации?
В статье делается попытка ответить на все эти вопросы.

БУСЫГИН Андрей Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор, Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.


Виктор ЧЕРЕПАНОВ

Об интеграции Чечни в составе Российской Федерации

Принятие Конституции Чеченской Республики ознаменовало собой новый этап разрешения чеченского конфликта. Как политический документ она закрепила согласие народа по основам общественного и государственного устройства республики, явилась своеобразным общественным договором, который объединил население, интегрировал его в рамках территориально-политической общности. Как документ юридический конституция осуществила правовое регулирование важнейших общественных отношений.
Перспективной в этой связи является идея о федерализме, который должен быть ориентирован не только на эффективное управление государственной системой, но и на удовлетворение идентификационных потребностей национальных и этнических меньшинств, что подтверждается социологическими исследованиями по вопросам национальной идентичности.
Так как республика находится на первоначальном этапе "вхождения" в Российскую Федерацию, этапе становления ее как субъекта в составе России, то в этой ситуации назрела необходимость в подготовке широкомасштабного договора с Чеченской Республикой, направленного на ее интеграцию в составе Российской Федерации.
Договор с федеральным Центром наполнит Конституцию реальным содержанием и создаст необходимые условия для реализации конституционных положений в политической действительности.

ЧЕРЕПАНОВ Виктор Алексеевич, кандидат юридических наук, президент ООО фирма "Вента".

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Евгений БУХВАЛЬД, Александр ВИЛЕНСКИЙ

Роль федеральных и региональных структур управления в интеграции малого и крупного бизнеса в России

Одним из наиболее существенных выводов, сделанных на IV Конференции представителей малых предприятий России состоит в том, что российский малый бизнес нуждается в качественно иной гипотезе развития, суть которой - его максимально тесная интеграция в единую предпринимательскую среду. Это достижимо за счет более тесной производственной, инновационной и иной интеграции малого бизнеса с "поднимающимися" крупными предприятиями, которые медленно, но необратимо восстанавливают свой статус лидеров российской экономики.
В статье подчеркивается, что как ни важны мотивации к сотрудничеству и объединению, для многих, особенно небольших фирм, организация такого сотрудничества - далеко не простое дело. Оно несет с собой опасности утраты если не формальной самостоятельности малого предприятия, то его способности к проведению самостоятельной линии поведения на рынке. Эти противоречия во многом "снимаются" именно преимуществами кластерной системы организации производства.
Именно кластерные стратегии в последние десятилетия приобрели такое значение, особенно с тех пор, как правительства стали уделять больше внимания сильным отраслям собственной страны и перестали копировать чужие достижения в сфере высоких технологий. Отправной точкой для реалистичной кластерной стратегии служат сильные стороны экономики и ее отдельных региональных звеньев. Такая стратегия строится на центрах сосредоточения деловой активности уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН.
ВИЛЕНСКИЙ Александр Викторович, кандидат экономических наук, заведующий сектором "Региональных рыночных структур и собственности" Института экономики РАН.


Алексей ЗЕЛЬДНЕР

О концепции продовольственной составляющей экономической безопасности России

Продовольственная безопасность, базирующаяся на концепции самообеспечения основными видами отечественного продовольствия, выступает как составная часть национальной безопасности страны и предполагает устойчивое производство основных продуктов питания и обеспечение их доступности населению на нормативном уровне. В аннотируемой статье дается оценка нынешнего состояния продовольственной безопасности России. Отсутствие инвестиций, темповая фермеризация, ускоренное развитие различных форм АПК, введение в рыночный оборот земли и полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания приводит к тому, что продовольственная проблема становится все острее.
Формирование концепции продовольственной безопасности на современном этапе требует разработки новых подходов к теоретическим положениям. Необходим переход от системы стохастической теории латания возникающих пробелов к системе устойчивого развития АПК с постепенным выходом на продовольственную независимость по основным, производимым в России продуктам питания, а далее на продовольственную безопасность.

ЗЕЛЬДНЕР Алексей Григорьевич, доктор экономических наук, профессор, руководитель сектора Института экономики РАН.


Артем БАРАХОВСКИЙ, Елена ДМИТРИШИНА, Владимир КЛИМАНОВ

Инструменты реформы бюджетной системы на муниципальном уровне

Одной из задач дальнейшего развития бюджетного федерализма в России должен стать перенос центра внимания на бюджетные отношения внутри регионов и повышение качества управления муниципальными финансами, находящимися ближе всего к гражданам.
В статье подчеркивается, что передовой опыт по повышению качества оказания бюджетных услуг, накопленный в регионах, участвующих в реформировании региональных финансов, следует активно распространять и на муниципальный уровень.
Однако лишь небольшая часть регионов занимается вопросом стимулирования деятельности муниципальных образований и активно проводит реформирование межбюджетных отношений. В большинстве же из них положение дел с поддержкой местного самоуправления оставляет желать лучшего. Одним из инструментов такой реформы могут стать фонды реформирования муниципальных финансов, формируемые в составе расходной части региональных бюджетов. Важно при этом, чтобы создание специальных фондов для стимулирования проведения реформ в сфере муниципальных финансов не привело к тому, чтобы муниципальные образования оказались еще более зависимыми от субъекта Федерации.

БАРАХОВСКИЙ Артем Сергеевич, кандидат экономических наук, директор Центра исследования бюджетных отношений.
ДМИТРИШИНА Елена Вячеславовна, консультант Акционерной некоммерческой организации (АНО) "Институт реформирования общественных финансов".
КЛИМАНОВ Владимир Викторович, кандидат географических наук, заместитель директора Проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне".

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аваз НАЗАРОВ

Республика Таджикистан: трудности экономического возрождения

Анализ основных показателей производственного потенциала Республики Таджикистан показывает, что создание промышленности республики в годы ее наиболее быстрого развития в значительной степени осуществлялось на экстенсивной основе. Последствия такого тренда развития промышленности сказываются и по настоящее время. В аннотируемой работе подчеркивается, что в экономической стратегии республики приоритетной все еще может оставаться политика максимального использования экстенсивного пути экономического роста, т.к. такой выбор отражает реалии нынешнего этапа хозяйственного и социального развития.
Для достижения экономически и социально приемлемых темпов роста промышленного производства необходимо увеличить объемы капитальных вложений в экономику и довести их уровень до 30-35% к ВВП. Инвестиционная политика для экономики Республики Таджикистан должна комбинировать традиционные рыночные механизмы и механизмы, наиболее характерные для экономики переходного периода. Целесообразно уделить внимание составлению экономически обоснованных, привлекательных инвестиционных программ по привлечению иностранного капитала, передовой технологии, специалистов, созданию благоприятных налоговых, таможенных и правовых условий для их функционирования.
Обеспечить выход республики из трансформационного, экономического и инвестиционного кризиса и реально изменить характер собственности поможет решение вышеназванных проблем.

НАЗАРОВ Аваз Саидович, генеральный директор научно-производственного предприятия ООО "Сугдиен", управляющий группы компаний "АНСОЛ".

ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ

Василий ФИЛИППОВ

Блеск и нищета отечественной этнофедералистики

Российский федерализм в силу исторических обстоятельств и драматических перипетий последнего десятилетия века минувшего оказался сконструированным на зыбком основании этничности и, вполне ординарная и полезная интердисциплина "федералистика" в российских условиях приобрела приставку "этно-".
Статья посвящена анализу истории зарождения и развития так актуальному звучащему сегодня понятию - этнофедералистики. Споры вокруг нее скорее всего не затихнут, т.к. политическая востребованность ее будет лишь возрастать по мере того, как модернизация федеративного устройства будет приобретать черты деэтатизации этничности.
Перед политической элитой, и, прежде всего, перед законодателями встанет проблема научной экспертизы проектов реформирования российской государственности, проблема выработки наименее конфликтогенного алгоритма эволюционного перехода к более демократичной территориальной (неэтнической) модели федерализма.

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, кандидат исторических наук, заведующий сектором этнической регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.


Вениамин СИМОНОВ

Русская церковь и социально-экономическая динамика современной России

Определяя взаимоотношения Церкви с экономикой мира, автор говорит в своей работе только о богословских конструкциях, абстрагируясь от уровня христианизации общества. Основные принципы хозяйственной деятельности Церкви заложены новозаветной письменностью в виде идеала своеобразного "духовно-эффективного хозяйства", и в этой связи как будто не возникает необходимости разрабатывать специальную богословскую теорию эффективного хозяйствования, т.к. оно не является основной целью для общины, а в мирские проблемы община не вникает по принципиальным соображениям.
Царству земному интересны только проблемы эффективности хозяйства, богословие же продолжает оставаться на веками сформированных устоях. Чем активнее развивается капиталистическое хозяйство, тем меньше остается в нем места для Церкви как общественного института. Связь структурного кризиса в России с особой силой проявившегося в августе 1998 года и предшествующих ему экономических событий с указанной установкой - непосредственная. Была ли воля Божья на то, чтобы путем подавления собственного народа добиваться видимости финансовой стабилизации? С невиданным упорством в течение семи лет осуществлялась экономическая политика, закономерным итогом которой стал структурный кризис 1998 года. Поэтому представляется, что наступает время "плотское мудрование переменить в мудрование небесное" и перейти с позиции "за что наказуеши" к взгляду на события через призму сотериологии.
Кризис показал, что "невозможно… иногда быть христианином, а иногда делаться язычником", и вновь с особой остротой поставил старый вопрос - несомненно, "что силен Бог спасти… Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией - того, чтобы над нами было сотворено чудо?" Вот в чем, вкратце, видятся духовные основы экономического кризиса конца 90-х гг. в России. Приведенные в статье мысли показывают, сколь долгий путь еще предстоит пройти православному богословию для того, чтобы приблизиться к адекватной оценке процессов, протекающих в современном стремительно секуляризующемся мире.

СИМОНОВ Вениамин Владимирович, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН).

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

Леонид НЕСТЕРОВ, Гульджахан АШИРОВА

Обеспеченность ресурсами российских регионов

В настоящей работе представлены результаты расчета наиболее важных показателей социально-экономического развития регионов России в начале нового тысячелетия, которыми выявляется сохранение различий между наиболее развитыми и наименее развитыми субъектами Федерации. Причем, результаты приведены как по общему объему, так и в расчете на душу населения. Тем самым выделяется степень различий в уровнях социально-экономического развития регионов, а так же их ресурсов для дальнейшего развития.
Анализ представленных статистических данных поможет конкретизировать работу с целью устранения различий в уровнях развития регионов и позволит существенно повысить эффективность всего хозяйства страны и ускорить темпы его развития.
Данные, представленные в работе, свидетельствуют о важности завершения федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов". Особенно это касается устранения инвестиционных различий в расчете на душу населения в основной капитал.

НЕСТЕРОВ Леонид Иванович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН.
АШИРОВА Гульджахан Тачметовна, аспирант института экономики РАН.