поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №2 (30) ЗА 2003-й ГОД

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

Талия ХАБРИЕВА

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации субъектов РФ

Четкое законодательное определение принципов, порядка и процедур взаимоотношений между федеральным и региональным уровнями государственной власти, является гарантом стабильности государства с федеративным устройством. Очевидно, что таким гарантом должен быть Основной закон страны.
Статья посвящена современному этапу государственного строительства в России, который характеризуется стремлением к полному и четкому законодательному разграничению полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Нынешнее отсутствие серьезной проработки конституционного разграничения предметов ведения во многом стало источником конфликта законодателей. В то же время, значительный по составу перечень предметов совместного ведения осложняет применение унифицированных подходов к разграничению полномочий, порождает определенные неясности.
Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами с экономической, политической и других точек зрения, отмечается в статье, - задача не из легких. Однако сама по себе проблема не несет непреодолимого характера и не требует изменения Конституции.
Задача теоретиков и практиков федерализма состоит в разработке наиболее рационального подхода к полной реализации положений Конституции, составляющих основу федеративных отношений, выстраивании модели, основанной на сильных институтах государственности, на единстве общенациональных и региональных интересов.

ХАБРИЕВА Талия Ярулловна, доктор юридических наук, профессор, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.


Юрий СОЛОДУХИН

Конституционные основы российского федерализма: нерешенные проблемы

Проделанный в работе анализ убеждает, что система федеративных отношений, отвечающая стратегическим интересам и потребностям России не может быть создана в рамках действующей Конституции РФ. В нее необходимо внести изменения и дополнения, т.к. многие нормы, регулирующие федеративные отношения либо противоречивы, и порождают правовые коллизии, либо сбивчивы и неполны, что создает правовые основания для принятия нормативно-правовых актов, ведущих российскую государственность в сторону от федерализма.
В последнее время в российском обществе все настойчивее ведутся разговоры о назревающей административной реформе, но она не состоится без реформирования конституционно-правовых основ российского федерализма как необходимого компонента намечаемой реформы, отвечающей условиям социально-экономического развития страны на длительную перспективу.

СОЛОДУХИН Юрий Николаевич, кандидат философских наук, помощник члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.


Милена ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА

Конституция России о федеративном устройстве: былое и думы

Статья посвящена актуальной проблеме - анализу Конституции России за 10 лет ее существования. Подробно рассматриваются наиболее значимые статьи Основного закона и, прежде всего, касающиеся федеративного устройства государства российского. Делается вывод: российская Конституция подошла к рубежу своего десятилетия обремененная немалым грузом как изначально заложенных в ней, так и вновь открывшихся противоречий, в том числе - в федеративном устройстве, в отношении которого действующая Конституция оказалась документом противоречивым и половинчатым, в полной мере воплотившим в себе все реалии переходного периода.
В работе, на примерах развития России и других федеративных государств, рассматриваются все "pro & contra" этой проблемы, пути преодоления конституционного кризиса. И, как утверждается, основной вопрос состоит не в том, нужны ли России конституционные преобразования, а в том, какие именно преобразования нужны России. Причем, конституционно-правовому их закреплению должны будут предшествовать предварительные стадии: генерация идей, отбор проектов, разработка и проверка концепций Основного закона, разработка стратегии ее осуществления, разработка поправок в Конституцию и, возможно, проведение конституционного эксперимента.
Иными словами, "эпоха перемен" на российском конституционно-правовом поле еще далека от своего завершения.

ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валерьевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.


Михаил СТОЛЯРОВ

Интерес к конституционной реформе связан с поиском выхода из кризиса

Для всех стран важной проблемой является реализация статей и положений конституции, т.к. ничто так не подрывает авторитет конституции, да и авторитет власти, как расхождение принципов и норм основного закона с реальной жизнью и действительностью. В России это ощущается наиболее остро, поскольку не реализуются базовые принципы конституционного строя. В аннотируемой статье признается, что в российском обществе сегодня "витают в воздухе" конституционные изменения. В то же время подчеркивается, что поспешно ломать сложившуюся систему взаимоотношений между различными уровнями публичной власти - недопустимо. Важно прислушиваться к мнению субъектов Федерации, особенно если речь идет об органах власти, осуществляющих свою деятельность в сфере совместного ведения. Реформы, которые необходимы и желательны, можно осуществлять как посредством отдельных поправок в Конституцию, так и с помощью конституционных и федеральных законов, решений Конституционного и Верховного судов, т.е. на практике необходимо применять принцип постепенности и эффективности.

СТОЛЯРОВ Михаил Венедиктович, доктор политических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ.


Виталий СОРОКИН

Конституция переходного общества - гарант стабильности?

Стоит критически отнестись к признанию любой Конституции гарантом стабильности общества. Характер системных связей правовой системы и ее внешней среды таков, что порождает объективную закономерность: до тех пор, пока регулируемые правом сферы общественной жизни не станут стабильными, говорить о стабильности правовой системы преждевременно. В статье предпринимается попытка анализа достоинств и недостатков Основного закона с точки зрения поддержания стабильности и поступательности развития России. Конституцию, как одного из многочисленных факторов стабилизации, не стоит переоценивать. Она способна обозначить наиболее общие условия стабильности общества, предусматривая идеалы развития, цивилизованные формы разрешения конфликтов между различными ветвями власти и иными субъектами права. В то же время, принимаемая в переходный период, она обречена быть временной ввиду объективно неустойчивой общественной обстановки, интенсивно изменяющихся общественных отношений. Однако, прежде чем изменять Основной закон той или иной страны, необходимо прогнозировать правовые последствия внесения конституционных поправок, их влияние на действующие нормативно-правовые акты, а также предвидеть экономические, социальные, политические и культурные последствия их внесения.

СОРОКИН Виталий Викторович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайского государственного университета.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Владимир ЛЕКСИН, Александр ШВЕЦОВ

Согласование интересов и организация взаимодействий в системе федеративных отношений

Представленная работа посвящена проблеме согласования интересов и организации взаимодействия органов власти Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В ней изложены не только видение сути и масштаба проблемы, но и пути ее решения, которые позволят подвести опору под обновляемую систему федеративных отношений, сблизят федеральное и региональное законодательства, упорядочат разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти.
В статье подчеркивается необходимость формирования правообеспеченных механизмов согласования интересов и организации взаимодействия властей разных уровней. Решение этой задачи относится и считается приоритетным делом государственного строительства.

ЛЕКСИН Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института системного анализа РАН.
ШВЕЦОВ Александр Николаевич, доктор экономических наук, заведующий лабораторией.


Виктор КРИВОВ

Методологические вопросы обоснования макроэкономических решений в России

Статья посвящена необходимости выработки единого методологического подхода к принятию законодательных и нормативных актов, регулирующих различные сферы общественно-экономической жизни которые будут определять перспективы развития нашего общества.
Реформы в России требуют политической стабильности, долгосрочного и сбалансированного реформаторского курса, усиления роли государства в обеспечении устойчивых и благоприятных "правил игры" для хозяйствующих субъектов, закрепленных соответствующими законодательными и подзаконными актами.
Однако, слабое информационно-аналитическое обоснование государственных макроэкономических решений нередко ведет к всевозможным просчетам и ошибкам в экономической стратегии и тактике, а отсутствие системного научного подхода к организации работы по обоснованию макроэкономических решений приводит к неудовлетворительной их подготовке и реализации. В статье подчеркивается важность публично-правового порядка обоснования макроэкономических решений государства перед общественностью. Это необходимо для лучшей реализации денежно-кредитной, налоговой и инновационно-инвестиционной политики в результате расширения финансовых возможностей граждан, предприятий и государства.

КРИВОВ Виктор Дмитриевич, кандидат экономических наук, заместитель начальника Аналитического Управления аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.


Михаил НИКОЛАЕВ, Марина МАХОТАЕВА

Научные основы региональной экономической политики

Стратегия поддержания необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка - являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития и требуют не только адекватной региональной политики федерального Центра, но и совершенствования социально-экономической политики, проводимой на уровне субъектов Федерации. В статье рассматривается специфика территориального управления в России, подчеркивается противоречие между наличием широких конституционных полномочий регионов по вопросам формирования и реализации социально-экономической политики и практическим отсутствием необходимых методологических и законодательных основ. Позиция авторов: проблему низкой эффективности экономической политики регионов необходимо решать путем повышения уровня ее научного обоснования, развития методологии формирования и реализации, а также ее законодательного оформления. В работе представлен анализ базовой концепции экономической политики регионов Северо-Западного федерального округа.

НИКОЛАЕВ Михаил Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Псковского политехнического института.
МАХОТАЕВА Марина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Псковского политехнического института.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Виктор ОРЛОВ

Федерализм и недропользование

Статья посвящена состоянию федеративных отношений по вопросам владения, пользования и распоряжения недрами.
Одним из ключевых вопросов недропользования является повышение эффективности использования недр, который замыкается на задаче увеличения доходности и справедливого распределения доходов. В связи с этим определяющей является система налогообложения и межбюджетных отношений. В то же время без активного участия законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ не могут быть решены проблемы неудовлетворительного восполнения минерально-сырьевой базы, негативного воздействия добычи на окружающую среду, ущемления конституционных прав и свобод населения добывающих сырьевых регионов, а также другие направления, обусловленные состоянием нормативно-правовой базы и системы управления.
Задача государства - создавать условия и стимулировать не только максимальное использование имеющейся в ведении компаний сырьевой базы, но и всемерное ее увеличение путем расширения геологоразведочных работ.
Резервы повышения эффективности лицензирования недр заключаются в дальнейшем развитии законодательной и нормативно-правовой базы, в повышении качества и упрощения процедуры администрирования, в существенном изменении инвестиционного законодательства.
Речь должна идти о развитии и углублении законодательства о недрах, т.е. о приведении его в соответствие с новыми политическими и экономическими реалиями, а не о коренном его пересмотре.

ОРЛОВ Виктор Петрович, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, президент Российского геологического общества.


Наталья КРЫЛОВА

Долговая политика на федеральном и субфедеральном уровнях: проблемы взаимосвязи

Механизм взаимодействия различных уровней власти в сфере долговой политики определяется типом государственного устройства страны и сложившейся в ней моделью бюджетной и всей финансовой системы. В государствах с федеративным устройством ключевую роль играет принцип разграничения ответственности, однако, формальное ее провозглашение далеко не всегда гарантирует реальную ответственность региональных администраций за проводимую на субнациональном уровне долговую политику.
В статье исследуются различные формы перемещения долговой ответственности, получившие распространение в экономической действительности, которые могут привести к нарастанию неоправданных заимствований. Особенно часто это происходит в периоды смены региональных администраций, когда фактическая ответственность ловко перекладывается на федеральный бюджет
Рассматриваются меры предупреждения подобных явлений. Это - регулирующее воздействие со стороны государства, и, прежде всего, установление на федеральном уровне законодательных ограничений по ряду ключевых параметров долга субнациональных образований, а также формирование институциональной среды, способствующей повышению ответственности субнациональных органов власти за выполнение принятых ими долговых обязательств.

КРЫЛОВА Наталья Борисовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра политико-экономических исследований Института экономики РАН.