поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №1 (29) ЗА 2003-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Александр КАЗАКОВ

Законодательное обеспечение региональной политики в Российской Федерации

Статья представляет интерес как для специалистов в области региональной экономики, так и для широкого круга читателей. В ней на основании анализа проблемы государственного регулирования межрегиональных отношений, сделан вывод о том, что в России не сложилась четкой системы государственного регулирования межрегиональных отношений, а региональная политика экономически и социально неэффективна. К тому же, роль регионов в ней крайне ограничена.
В работе рассматриваются возможные подходы к формированию и реализации новой модели региональной политики, началом которой должно стать создание закона о государственном регулировании регионального развития в РФ. Региональная политика, основанная на законе, позволит увязать интересы регионов с общими интересами государства, приводить в действие ресурсы экономического роста территорий, находить оптимальные варианты интеграции регионов в экономику страны и мировое хозяйство, предотвращать возникновение депрессивных субъектов Федерации, смягчать различия в условиях жизни людей, а в итоге – обеспечить общественно-политическую, экономическую и социальную стабильность в стране.

КАЗАКОВ Александр Иванович, доктор экономических наук, председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.


Виктор ЧЕРЕПАНОВ

Договоры с Федерацией: за и против

В статье поднимается один из важнейших вопросов теории и практики российского федерализма – заключение договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, т.е. о так называемых внутригосударственных договорах.
В ней даются подробные ответы на следующие вопросы: почему возникла «договорная проблема»; каковы социальные противоречия в конституционной практике; что должно быть сутью договора субъекта с Федерацией.
Статья подчеркивает, что договорная форма регулирования федеративных отношений при региональном разнообразии страны во многих случаях представляется вполне приемлемой, т.к. выдвигает на первый план идею согласия, объединяющую множественность субъектов в единую и целостную Российскую Федерацию.

ЧЕРЕПАНОВ Виктор Алексеевич, кандидат юридических наук, президент "ООО фирма "Вента".

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Григорий МАРЧЕНКО

Проблемы повышения привлекательности субъектов РФ для иностранных инвесторов

Залогом экономического роста и социальной стабильности регионов, гарантией политического будущего самой региональной власти, - а именно, эти проблемы рассматриваются в статье, - могут стать целенаправленные долгосрочные усилия местных властей по формированию благоприятного инвестиционного климата. Для потенциальных инвесторов, как известно, наиболее значим законодательный риск. Если на федеральном уровне формирование "законодательного поля" более-менее завершено, то на региональном – процесс законотворчества в этой сфере набирает темпы. Дело в том, что в ряде субъектов Федерации инвесторам стало трудно разобраться в сложном и противоречивом законодательстве, которое может трактоваться властями и инвесторами по-разному. На территории регионов в условиях ужесточения и централизации налогово-бюджетной системы постоянно сокращаются возможности предоставления финансовых льгот инвесторам. Такое положение стимулирует региональные власти на поиск новых форм поддержки инвесторов.
Исследование, проведенное российскими и зарубежными экспертами, подтвердило необходимость проведения активной социально-экономической политики и эффективного регионального управления для повышения инвестиционной привлекательности регионов.

МАРЧЕНКО Григорий Владимирович, кандидат географических наук, руководитель отдела региональных рейтингов Рейтингового агентства "Эксперт-РА", генеральный директор Консалтингового агентства "Эксперт-География", председатель правления программы "Малые города России ИОО".


Алексей ГЛАЗАЧЕВ

Управление государственным долгом в стране и регионах: практика и проблемы

Статья посвящена проблеме погашения долговых обязательств на государственном и региональном уровнях по полученным займам. В частности, анализируется работа с государственным долгом, взятым для развития городского общественного транспорта. Правительство РФ прибегло к займу Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования таких направлений, как: проведение реформы городского общественного транспорта; замена подвижного состава и комплектующих узлов транспортных средств для сохранения объема перевозок городского транспорта; укрепление его организационной структуры; повышение качества транспортного обслуживания; разработка рекомендаций отечественным производителям автобусов по структурной перестройке отрасли.
Обращается особое внимание на тот факт, что погашаться заемные средства должны были за счет бюджетов 14 городов – участников проекта (субзаемщиков), а в определенном размере - из средств Федерального бюджета. Однако 12 субзаемщиков сорвали выполнение финансовых обязательств перед Минфином России, из-за чего пришлось исключать эти города из числа участников проекта, а Минфину РФ – осуществлять платежи по займу почти полностью из Федерального бюджета.
В этой связи рассматриваются меры, которые необходимо принимать регионам для своевременного погашения долгов по разного рода займам и для приведения процесса заимствований в регулируемое русло, а также подчеркивается необходимость давать ответ общественности, на что же берутся и тратятся деньги, за которые, в конечном счете, приходится расплачиваться налогоплательщикам.

ГЛАЗАЧЕВ Алексей Владимирович, ведущий инспектор Счетной палаты Российской Федерации.


Владимир НАЗАРЕНКО

Современные подходы к профессиональному обучению безработных граждан

Статья посвящена проблеме профессионального обучения и переобучения взрослого населения РФ на примере рынка труда Челябинской области. Поскольку отечественный рынок труда еще недостаточно развит и сегментирован, то структура подготовки кадров для него как в данном регионе, так и в России в целом, оказывается ограниченной по сравнению с ныне существующей в странах Европейского Союза. В частности, ввиду сложной экономической ситуации в ней практически не участвуют работодатели.
В статье детально рассматривается стратегия обучения безработных граждан и в качестве наиболее рационального выхода из сложившейся ситуации предлагается формирование системы непрерывного образования при всесторонней поддержке государственных, региональных, муниципальных и коммерческих структур с тем, чтобы организационно-экономическими средствами способствовать обеспечению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости. Сейчас же учебные заведения в основном ориентируются на спрос населения, а не на спрос работодателя, и, как следствие, нередко, выпускники, получившие невостребованную профессию, пополняют ряды безработных. Только гибкая, мобильная и мощная система профессионального обучения безработных граждан, - делается вывод в статье, - позволит более полно и эффективно осуществлять кадровую поддержку инновационных процессов развития рыночной экономики в России, что в известной степени снизит социальную напряженность в обществе.

НАЗАРЕНКО Владимир Михайлович, директор ГОУ ДПО – Учебно-методический центр департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.


Светлана УТИНОВА

Регулирование локальных рынков труда

Одним из важнейших прав человека, записанных в Конституции России, является право на труд. В аннотируемой статье рассматривается ситуация, сложившаяся на локальных рынках труда, которая определяется региональной спецификой: экономической базой, транспортными связями, социально-демографической структурой населения, природными факторами.
Несмотря на то, что в последние годы ситуация на локальных рынках труда стабилизировалась - в целом по России и в ряде субъектов Федерации она остается критической. Для того чтобы своевременно реагировать на неустойчивое состояние на локальных рынках труда - на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации была создана и постоянно совершенствуется система информационного обеспечения по вопросам занятости и безработицы, включающая множество аспектов их наблюдения. В частности, под руководством Минтруда России в течение нескольких лет проводится мониторинг в городах и населенных пунктах с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы, включенных в Общероссийский перечень поселений с критической ситуацией на локальных рынках труда.
Анализ полученных результатов позволяет более точно выделить города и поселения, нуждающиеся в помощи, и разрабатывать предложения по регулированию наблюдаемых процессов либо федеральными, либо региональными органами власти.
В статье подчеркивается, что проблема выравнивания пространственных диспропорций, в том числе и на рынках труда, непосильна властям муниципальных образований и местным органам службы занятости; она, прежде всего, является общегосударственной и не может быть решена без согласованных действий органов власти всех уровней – федеральных, региональных и органов местного самоуправления.

УТИНОВА Светлана Сакибжановна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра политико-экономических исследований Института экономики РАН.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Сурен АВАКЬЯН

Совет Федерации: эволюция и перспективы

В статье представлен ретроспективный анализ реформирования высшего представительного органа государственной власти страны. Особенно подробно рассматривается зарождение и становление высшего представительного органа России - Совета Федерации. Отмечается, что сформированный на основе федерального закона от 1995 г. Совет Федерации с точки зрения конституционного права породил вопросы, которые и по сей день остаются актуальными.
Некоторые из прежних вопросов не были сняты, а к ним добавились другие после принятия нового порядка формирования Совета Федерации, который определился Федеральным законом от 5 августа 2000 г.
О будущем Совета Федерации, о путях повышения его роли в руководстве делами государства и осуществлении контрольных функций за деятельностью исполнительной ветви власти, можно узнать, прочитав данную статью.

АВАКЬЯН Сурен Адибекович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Дмитрий АШАЕВ

Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей

Все годы, прошедшие с момента принятия новой Конституции РФ, не утихают споры о том, что же такое наша президентская власть и как она может повлиять на демократические процессы в стране. Однако многочисленные научные исследования, посвященные правовому статусу Президента РФ, не дают однозначного ответа на этот вопрос. Для более полного понимания сути существующей проблемы в работе приводятся множество примеров из мировой практики организации различных форм президентской власти.
Автор статьи утверждает, что нет оснований для выделения президентских полномочий в особую ветвь государственной власти в России. Логичнее признать, что Президент РФ есть реальный лидер страны, неотъемлемая часть исполнительной власти, наделенный еще и целым комплексом полномочий главы государства. При таком понимании места и роли Президента РФ в системе органов государственной власти нет оснований говорить о «суперпрезидентстве», об опасности для демократии в стране наделения Президента нынешним объемом его полномочий.

АШАЕВ Дмитрий Сергеевич, аспирант юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник аппарата Государственной Думы.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Евгений БУХВАЛЬД, Наталья ФРОЛОВА

Межбюджетные отношения в субъекте Федерации: время ответственных преобразований

Для большинства субъектов Федерации неэффективный, чисто компенсаторный характер внутрирегиональных межбюджетных отношений (или в более широком смысле – всей практики межбюджетного регулирования) выступает существенным препятствием к мобилизации резервов подъема российской экономики в ее региональном и муниципальном звене. Именно поэтому каждый регион в пределах имеющихся у него полномочий и права законодательных инициатив должен внести свою лепту в исправление сложившегося положения, отмечается в статье.
В Омской области, которая относится к числу «искусственно-дотационных» регионов, такая работа так же ведется: ведь в результате недавно предпринятых изменений в налоговой и бюджетной политике область понесла значительный урон. Причем, урон касается не только региона в целом, но и финансово-бюджетных интересов, действующих на ее территории муниципальных образований.
У областной администрации имеются серьезные замечания по «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года» и Плану действий по ее реализации, интересные идеи о возможной методике формирования межбюджетного регулирования в регионе, об усилении собственной налоговой базы и создании специальных моделей финансово-бюджетных взаимодействий для наиболее слабых муниципальных образований, наконец, о реформировании российской модели местного самоуправления.
Статья представляет интерес не только для органов управления субъектов Федерации, но и для структур федерального Центра, формирующих бюджетную и региональную политику в стране.

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН.
ФРОЛОВА Наталья Константиновна, кандидат экономических наук, заместитель Губернатора Омской области, председатель комитета финансов и контроля Омской области.


Алексей ЛАВРОВ, Владимир КЛИМАНОВ

Возможные направления оптимизации бюджетных расходов субъектов Федерации

В рамках общих усилий государства для становления подлинной Федерации и рыночной экономики в России необходимо провести оптимизацию расходов консолидированных региональных бюджетов. Как это сделать? Об этом говорится в статье, в которой подчеркивается, что неэффективное и нерациональное расходование бюджетных средств привело к недофинансированию таких социально-значимых отраслей как образование, наука, здравоохранение.
Рост расходов по отношению к росту доходов свидетельствует о перегруженности бюджетов расходными обязательствами. Одной из очевидных форм неэффективного использования бюджетных средств на региональном и местном уровнях является часто неоправданное и завышенное предоставление региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления гарантий и поручительств коммерческим предприятиям, а также предоставление индивидуальных налоговых льгот, что можно рассматривать как скрытое субсидирование данных предприятий за счет бюджетных средств.
Общей рекомендацией, направленной на решение данной проблемы, является выполнение положений, заложенных в одобренной Правительством Федеральной программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. В работе перечислены меры, призванные оздоровить не только состояние региональных и местных бюджетов, но также и всю бюджетную систему страны.

ЛАВРОВ Алексей Михайлович, кандидат географических наук, руководитель Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации.
КЛИМАНОВ Владимир Викторович, кандидат географических наук, главный консультант Проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне".

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА

Ростислав ТУРОВСКИЙ

Федеральные округа: политико-географический подход в теории и на практике

Институт федеральных округов представляет собой промежуточный управленческий уровень, характерный для такой большой и административно раздробленной страны, как Россия. Особое значение он приобрел на кризисном этапе развития российской государственности как страховочный элемент централизованного антикризисного управления. Работа посвящена проблеме становления названного управленческого уровня.
При Б. Ельцине вертикаль власти была сознательно ослаблена в рамках сложившегося тогда политического пакта между федеральным Центром и региональными элитами. Этот изъян нашел свое отражение в Конституции, где он прописан в явно недостаточной степени. Поэтому при В. Путине, когда вопрос укрепления властной вертикали был переведен в практическую плоскость, он стал развиваться через внесение поправок в федеральное законодательство и создание системы федеральных округов.
На данном этапе институт федеральных округов нуждается в оптимизации, т.к. накоплен немалый опыт его работы и определены основные проблемы его функционирования. Обсуждается вопрос о введении этого института в полноценные правовые рамки, включая специальные федеральные законы. Оптимизация работы окружных структур подразумевает усиление их горизонтального взаимодействия, а также систематическую работу Президента как политического лидера, чьими представителями являются полпреды.
Автор полагает, что система федеральных округов объективно необходима для оптимизации территориально-государственного строительства в России на длительную перспективу.

ТУРОВСКИЙ Ростислав Феликсович, кандидат политических наук, генеральный директор Агентства региональных исследований, старший научный сотрудник Института культурного и природного наследия, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова и Высшей школы экономики.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Анатолий ПОРОХОВСКИЙ

Феномен американского лидерства. Чем он интересен для российского общества

При анализе социально-экономического развития США в ХХ в. и на рубеже двух тысячелетий особое место принадлежит 30-м годам прошлого столетия, когда в США осуществлялся вошедший в историю «Новый курс» Ф. Рузвельта. Этот курс, возникший как средство преодоления величайшего в мировой истории экономического кризиса 1929-1933 гг., остается источником знаний и опыта действий в критических обстоятельствах, угрожающих основам развития государства. Для российского общества, несмотря на все его отличия от США, он интересен как пример комплексного проведения программы крупных политических, экономических, социальных и др. мероприятий. Его идея актуальна как магистральная программа экономических реформ, несмотря на все существующие политические, социальные и хозяйственные трудности.
Историческая задача, которую необходимо решать современным российским реформаторам заключается в том, подчеркивается в работе, что Россия обязана в ближайший период войти в число современных в технологическом, экономическом и социальном смысле держав. А это возможно только при определенном усилении государственного регулирования на основе продуманной долговременной концепции рыночных реформ.

ПОРОХОВСКИЙ Анатолий Александрович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой политической экономии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.