поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №4 (28) ЗА 2002-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Валерий ГОРЕГЛЯД

Финансовые проблемы региональной политики в России

Российский бюджетный федерализм проходит сложный, болезненный этап становления, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионов с бюджетными "традициями" тоталитарного государства, а с другой, - стремление сохранить Россию как единое целое, не допустить превалирования местнических интересов над общенациональными.
В работе подчеркнута необходимость кардинального изменения методологии оценки эффективности бюджетной политики и соответственно, - методологии ее планирования не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Такая методология должна строиться на соотношении количественных характеристик функций бюджета: финансового обеспечения и финансового регулирования. Этот подход, с определенной корректировкой количественных параметров, рассчитанных для бюджетной системы в целом и обеспечивающих оценку бюджетной самодостаточности регионов, может быть положен в основу модели бюджетного регулирования.
Необходимо внедрение новых принципов формирования региональных бюджетов, которые должны содержать в себе следующие требования: стимулирование территорий, способных активно развивать свой экономический потенциал, при поддержке территорий с неразвитой налоговой базой и низкими доходами до уровня, позволяющего сохранить заинтересованность в развитии своей налоговой базы; формирование доходной и расходной частей бюджетов всех уровней на нормативной и методической основе, подготовленной Правительством России с участием субъектов Федерации и утвержденной Федеральным Собранием.
В работе не только поставлены вопросы, но и показаны возможные способы их решения.

ГОРЕГЛЯД Валерий Павлович, кандидат экономических наук, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.


Мухамед ЦИКАНОВ

Сибирь и Дальний Восток: направления развития

В публикации дается анализ сложившейся непростой экономической ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке, подробно рассматривается федеральная экономическая политика в решении существующих проблем этих территорий, подчеркивается ключевое значение федеральных целевых программ для создания в этих макрорегионах экономических условий для их устойчивого роста, формирования благоприятного инвестиционного климата, развития приоритетных отраслей, достижения необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике регионов и для стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества.

ЦИКАНОВ Мухамед Мухадинович, доктор экономических наук, профессор, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации.


Валерий ЗУБОВ, Андрей МЕДВЕДЕВ

Новый взгляд на стратегический путь развития экономики Красноярского края

Экономика Красноярского края определяется двумя внешне очевидными конкурентными преимуществами: значительными разведанными и осваиваемыми природными ресурсами и мощными производственными комплексами. Однако открытый рынок востребовал только те из них, которые удовлетворяли принципу экономической целесообразности, те, чье производство было высокодоходным. Такому требованию в условиях реформирования экономики отвечали лишь несколько отраслей края: горнодобывающая, металлургическая, лесная и энергетическая. И в повестку дня со всей остротой встал вопрос о необходимой системе мер государственного стимулирования комплексного развития экономики региона.
Сделана попытка отстроить управление ходом движения "коридоров развития" или становлением и миграцией "культурно-экономических" регионов. Важно принять как должное тот факт, что власть в логике экономического развития страны "ведомый", но не "ведущий". Она может только настроиться на предлагаемую логику развития и попытаться на основе именно этой логики, повлиять на строительство контура территориального развития.

ЗУБОВ Валерий Михайлович, доктор экономических наук, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.
МЕДВЕДЕВ Андрей Михайлович, аспирант Красноярского Государственного Университета.


Владимир ЛЫСЕНКО

Взаимодействие власти и бизнеса в регионах: российская версия

Соотношение власти и бизнеса на всех уровнях определяет не только стабильность общественно-политической ситуации в регионах и стране, но и успех модернизации России в целом.
В публикации делается попытка ответить на актуальнейший вопрос российской действительности: сможет ли соотношение сил между политической и экономической элитами измениться в пользу последней, или наша страна снова вернется к традиционной патерналистской системе?

ЛЫСЕНКО Владимир Николаевич, доктор политических наук, профессор, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Федерации и региональной политике, президент Института современной политики.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ольга КУЗНЕЦОВА

О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов в России

В России переход от плановой экономики к рыночной в начале 1990-х гг. проявился в кардинальных изменениях в системе регулирования центральными властями социально-экономического развития территорий: тотальное планирование сменилось практически полным отсутствием целенаправленного воздействия федеральных органов власти на экономическое развитие регионов; роль инвестиционной поддержки субъектов Федерации из Центра оказалась крайне незначительной. Вместе с тем и многие ученые, и целый ряд представителей федеральных органов власти настаивали и продолжают настаивать на том, что в России должна существовать гораздо более значимая система федерального регулирования территориального развития.
В статье эта проблема рассматривается на примере развития различных регионов России и СЭЗ.

КУЗНЕЦОВА Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, начальник отдела региональной экономической политики Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации.


Евгений БЕРНШТАМ, Алексей КУЗНЕЦОВ

Инвестиции в региональную экономику: сравнительный анализ субъектов РФ

Власти российских регионов прилагают энергичные усилия по привлечению на свои территории капиталовложений, но не многим территориям удалось кардинальным образом изменить свою инвестиционную привлекательность.
Читателям будут интересны результаты сравнительного анализа субъектов Федерации по отраслевой, воспроизводственной структуре инвестиций, источникам их финансирования, структуре инвестиций по видам основных фондов, собственности.

БЕРНШТАМ Евгений Семенович, кандидат экономических наук, первый заместитель Председателя Правления Альфа-банка.
КУЗНЕЦОВ Алексей Владимирович, аспирант Института мировой экономики и международных отношений РАН.


Елена ГУБАНОВА

Активизация инвестиционной деятельности в регионе

Статья посвящена важнейшей проблеме наших дней: обеспечению поступательного развития регионов, куда сместился центр тяжести экономических преобразований. Подчеркнуто, что успех этих преобразований в значительной степени определяется сегодня состоянием инвестиционной сферы, особенностями и тенденциями процессов инвестирования. Сделан вывод: инвестиционная политика любого региона является составной частью его экономической политики, где необходимо проведение структурных изменений, направленных как на диверсификацию промышленного производства, так и на его укрепление. Эффективность реализации такой политики в значительной степени зависит от того, как взаимосвязаны между собой все ее составляющие.
На основе анализа инвестиционных процессов в Вологодской области и местного опыта в статье сделана попытка ответить на вопрос: какие меры могут предложить региональные органы управления, чтобы активизировать на местах инвестиционную деятельность.

ГУБАНОВА Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, руководитель лаборатории развития отраслевых комплексов Вологодского НКЦ ЦЭМИ РАН.

ВОПРОСЫ ПРАВА

Василий ФИЛИППОВ

Договорная федерация и эксклюзивная этничность

В статье поднимается тема конституционно-статусных различий субъектов Российской Федерации, обусловленных этнической природой ее федеративного устройства.
Даже субъекты с единым статусом теперь разнятся между собой в правах и полномочиях в силу договорной практики, ставшей формой политической объективации особых отношений этнических и региональных элит с безвольным и беспринципным Центром "эпохи Ельцина". Подписание Кремлем эксклюзивных вертикальных договоров с субъектами - фаворитами означало, по определению одного из региональных лидеров, внедрение в политическую практику двух моделей распределения власти, при котором "одни субъекты получают различные льготы и привилегии, в силу отказа Федерации от полномочий, а другие - довольствуются унифицированной схемой, остающейся во многом декларацией о намерениях".
А так как любой аспект проблемы модернизации отечественной модели федеративных отношений подразумевает бинарную оппозицию суждений заинтересованных политиков и ученых, то полемика по поводу договорной схемы распределения полномочий между федеральным Центром и субъектами не стала исключением.
Подробно об этой злободневной проблеме читайте в представленной работе.

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, кандидат исторических наук, заведующий сектором региональных исследований России Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.


Александр ДЕМЕНТЬЕВ

Конституционный статус местного самоуправления не противоречит принципу единства власти

В статье предлагается подробный анализ конституционного статуса местного самоуправления. Работа проиллюстрирована примерами исторического прошлого России и западных стран, которые показывают, что конституционный статус местного самоуправления не противоречит принципу единства власти. Подчеркивается, что при использовании всех вариантов контроля за деятельность местных органов власти такой контроль не должен противоречить принципу децентрализации публичной власти по вертикали.

ДЕМЕНТЬЕВ Александр Николаевич, советник государственный службы Российской Федерации II класса, советник отдела проблем государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ

Владимир ВАРНАВСКИЙ

Реформирование железнодорожного транспорта сулит позитивные сдвиги на региональном и местном уровнях

Модель реструктуризации предприятий железнодорожного транспорта и децентрализация управления отраслью соответствует новейшим мировым тенденциям реформирования этой государственной монополии. В мировой практике за 10 лет реформ железнодорожного хозяйства в различных странах накоплен большой опыт и опробован разнообразный инструментарий подключения частного сектора к управлению отраслью. Представляется, что во многих аспектах это может быть полезным и для России, как с точки зрения концепции, так и в контексте практических форм, методов, механизмов реализации этой концепции. Исторический опыт свидетельствует: при реформировании железнодорожного хозяйства России успешно может осуществляться концессионный механизм, поскольку степень самостоятельности концессионера в сравнении с арендатором несравненно выше и правовой статус его совершенно иной. Кроме того, при большом концессионном периоде концессионер лучше планирует свою инвестиционную деятельность и длительные перспективы получения и расходования прибыли.
В результате реформирования этой отрасли хозяйства, возможно ожидать позитивные сдвиги в работе некоторых сегментов железнодорожного транспорта, и, прежде всего - на региональном и местном уровнях.

ВАРНАВСКИЙ Владимир Гаврилович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.


Павел СЕРГЕЕВ

Современные проблемы природопользования и государственная ресурсная политика

Эффективное решение современных проблем ресурсопользования в России возможно на основе интегрированных усилий всего общества, комплексной научной проработки и обоснования управленческих решений.
Единая система управления природными ресурсами в России пока не сложилась, соответствующие правовые акты находятся на стадии формирования и экономически слабо обоснованы. В статье подчеркивается, что законодательное оформление государственной ресурсной политики позволит достичь принципиально важных целей.

СЕРГЕЕВ Павел Александрович, доктор экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

 

В разделе публикуется аналитическая записка, подготовленная постоянной рабочей группой Президиума Государственного Совета РФ по минеральному сырью и недропользованию, возглавляемой губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Филипенко А.В.
В документе дан подробный анализ состояния дел в минерально-сырьевом комплексе России за последние годы. Детально рассмотрены факторы, сдерживающие изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы. К ним относятся: отсутствие полной картографической базы для проведения дальнейших поисково-разведочных работ; неэффективная система государственного учета запасов; наличие разноплановых и взаимоисключающих целей и задач при выборе направлений работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ в зависимости от интересов государства, субъекта РФ или недропользователя. Действующее законодательство толкает регионы на повышение изученности собственных территорий, в то время как добывающие предприятия стремятся детально изучить недра лишь в пределах своего лицензионного участка.
В записке подчеркивается назревшая необходимость усовершенствования системы оценки месторождений, установки нормы прибыли по каждому виду полезных ископаемых и каждому объекту недропользования, имеющему общероссийское значение, отмечено, что проведение эффективной политики в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности требует учета последствий глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определения роли нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении.
Для стабилизации международного рынка минерального сырья в общих интересах мирового сообщества с выгодой для России надо заблаговременно организовать эффективное сотрудничество с другими странами - потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира минерально-сырьевыми ресурсами
В документе делается вывод: для успешного развития минерально-сырьевой базы страны и построения новых принципов рационального использования недр необходимо скорейшее утверждение документа по созданию основ государственной политики в области минерального сырья и недропользования, который бы обеспечил стратегические цели развития экономики и национальную безопасность.