поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
 

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №3 (27) ЗА 2002-й ГОД

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Александр ФИЛИПЕНКО

Управление недрами России: нужна большая государственная работа, а не революции

Автор стремится проанализировать, почему минерально-сырьевой комплекс России, несмотря на огромный потенциал и высокую устойчивость к выживанию, в годы реформ оказался в глубоком кризисе. Он считает, что причиной кризисного положения комплекса стали истощение сырьевых баз действующих предприятий, низкие темпы ввода в эксплуатацию новых месторождений, значительное сокращение геологоразведки. А все это - следствие отмены ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Автор предостерегает: дальнейшее развитие этих тенденций грозит замедлением экономического развития страны, ослаблением ее безопасности.
В статье ставится вопрос о выработке принципов государственной политики в области минерального сырья и недропользования, высказано мнение о том, какой должна быть система государственного управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр, о законодательной политике в сфере недропользования, о сфере реализации принципа "двух ключей", внесены конкретные предложения об учете долговременных интересов "добывающих" субъектов Федерации.

ФИЛИПЕНКО Александр Васильевич, - губернатор - Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.


Юрий ТИХОМИРОВ

Правовое регулирование экономики: федеративные аспекты

Один из главнейших тезисов статьи следующий: стихийности экономических процессов должны противостоять активная роль государства и саморегулирование хозяйствующих субъектов, но в рамках законодательных правил. Это позволит достичь сочетания в экономической деятельности личных, корпоративных и общих интересов, ее сбалансированности. Автор пишет о том, как освоить корреляционную зависимость между типами экономических задач и правовыми средствами их решения, рассматривает предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов объектами их воздействия, считает необходимым разработку и официальное одобрение классификатора функций государственных органов, излагает свою точку зрения на проблему дальнейшего развития правового регулирования экономической деятельности.

ТИХОМИРОВ Юрий Александрович, - доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, научный руководитель факультета права ГУ - Высшей школы экономики, заслуженный деятель науки РФ.


Наталья МАРКОВА

Экономическое положение регионов России в условиях выхода на траекторию экономического роста

Для определения наиболее значимых и перспективных регионов, способных ускорить экономическую динамику и активизировать инвестиционную деятельность, и таким образом дать наибольшую отдачу от вложенных ресурсов, автор статьи на основе данных Госкомстата России провел анализ основных экономических индикаторов по 88 субъектам Федерации за 2000-2001гг. Это позволило выявить характеристики наиболее экономически значимых и динамично развивающихся регионов, инвестиционный климат в субъектах Федерации, поразмыслить о том, смогут ли регионы-лидеры стать "локомотивами" всей экономики России.
Проведенный анализ позволил сделать некоторые выводы. Во-первых, определяющее воздействие на экономическое положение регионов оказывает специализация их хозяйственных комплексов, связанная с особенностями их природно-ресурсного потенциала. Во-вторых, видимые преимущества сырьевых регионов полностью обусловлены экспортной ориентацией отраслей их специализации. В-третьих, наметилось возрастание роли ряда регионов с высоким удельным весом отраслей машиностроения и металлообработки.
Последний вывод, с точки зрения автора, является наиболее важным для определения приоритетов региональной экономической политики.

МАРКОВА Наталья Ивановна, - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аркадий САМОХВАЛОВ

Какая стратегия экономического развития могла бы вывести нас из тупика?

Содержание статьи довольно точно определяет само ее название. Действительно, автор рассматривает в ней такие вопросы, как стратегия и реформы, стратегия и экономический рост, дает оценку ситуации, говорит об основных ограничениях роста экономики, о необходимых стратегических направлениях деятельности, в частности, таких, как научно-техническая, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, создание конкурентоспособного промышленного потенциала.
Сопоставляя масштабы стоящих перед страной задач и практические результаты экономической деятельности за годы реформ, автор приходит к выводу, что стратегия развития экономики России пока еще не стала предметом государственной политики.

САМОХВАЛОВ Аркадий Федорович, - кандидат экономических наук, председатель совета директоров ЗАО "Русские промышленные инициативы".


Людмила ЕРЕМЕЕВА

Проблемы бюджетного федерализма и роль местного самоуправления в их решении

В статье на примерах работы подведомственных местному самоуправлению учреждений сфер здравоохранения и образования показано, как из года в год идет сокращение объема и снижение качества предоставляемых населению бюджетных услуг, растет их стоимость. В результате деградации материальной базы предоставляемых услуг усиливаются межрегиональные диспропорции, растет социальная и политическая напряженность в стране. Автор считает, что в "Программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" необходимо на долговременной основе заложить источники финансирования бюджетов всех уровней, отказаться от бессистемной передачи на муниципальный уровень государственных полномочий, ликвидировать федеральные мандаты, необеспеченные необходимыми финансовыми ресурсами и распределить доходы в соответствии с расходными полномочиями.

ЕРЕМЕЕВА Людмила Николаевна, - кандидат экономических наук, Руководитель Центра аналитических исследований Конгресса муниципальных образований РФ.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Назиф МИРИХАНОВ

Федерализм, многонациональность, государственность: новый курс российской власти

Возможно, проблемы, поднятые в статье, кому-то покажутся слишком общими и неконкретными. Однако, автор намеренно ставит вопросы, касающиеся многих областей современного общественного развития, поскольку опыт российского федерализма, приобретенный в 1990-х гг. проходит испытание новыми реформами, в большинстве своем инициированными новой властью. Некоторые подходы к важнейшим вопросам национальной государственной политики и государственному строительству могут показаться спорными. Но они представляют собой взгляд на проблемы из региона и, в частности, такого "весомого" региона, каким является Татарстан, и уже поэтому заслуживают внимания.

МИРИХАНОВ Назиф Музагиданович, - кандидат экономических наук, Полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации.


Людмила АНДРИЧЕНКО

К вопросу о понятиях "национальные меньшинства" и "коренные народы"

Автор исследует сложную проблему: ведь ни в международной доктрине, ни в российской юридической науке до сих пор не существует четкого и единообразного определения терминов "меньшинство" и "коренной народ". Причем, определенной сложностью является отсутствие единого понимания названных терминов как в социологической и юридической науке, так и в законодательной практике.
В статье анализируется обширнейший материал, выработанный по этой проблеме теорией и практикой международного и внутринационального права, рассматриваются особенности в определении понятия "коренной народ". Автор делает вывод, что понятие "национальное меньшинство", так же, как и понятие "коренной народ", не являются чисто этнологическими. Они относятся к политико-правовому ряду понятий. В политической реальности национальные меньшинства существуют ровно настолько, насколько они признаются в соответствии с той или иной политической системой государства. Существование национальных меньшинств и коренных народов возможно только в условиях демократической государственной системы, формирования культурной и этнической гомогенности общества.

АНДРИЧЕНКО Людмила Васильевна, - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА

Владимир ЛЫСЕНКО

Развитие федеральных округов и будущее федеративного устройства России

Автор считает, что в федеральных округах - новом институте государственного устройства - сфокусировались, как луч солнца в капле воды, все проблемы настоящего и будущего России, т.к. еще не совсем ясно: новый институт власти это путь вперед в прошлое, или ответ на вызов времени. В статье анализируется вся почти четырехсотлетняя история предшественников нынешних полпредов Президента. Т.е., как известно, выполняли в разных формах функции "ока государства" - политического контроля императора, генсека, Президента - за местными властями и региональными элитами. Рассматриваются и итоги первых двух лет деятельности представителей Президента в самих федеральных округах. Главный вывод: доминирование полпредов над политической элитой субъектов Федерации важное последствие введения федеральных округов. И еще: новый институт власти в соответствии с изменениями, происходящими в стране, может развиваться далее в четырех направлениях. Каких? Приобретайте журнал и удовлетворяйте любопытство.

ЛЫСЕНКО Владимир Николаевич, - доктор политических наук, профессор, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам Федерации и региональной политике, президент Института современной политики.


Евгений КОРЕПАНОВ

Научный потенциал федеральных округов в региональном разрезе

Автор глубоко анализирует последствия запуска механизма самоликвидации научных организаций, приведшего к тому, что отраслевая наука практически перестала существовать. Но вот что удивительно: по удельным показателям продуктивности ИР и уровню спроса на результаты ИР первое место прочно занимают регионы-"аутсайдеры". Они превосходят высокотехнологичные регионы по этим "статьям" соответственно в два и 6,3 раза. Интересными представляются и размышления автора о том, чему учит высокая инновационная активность регионов-"аутсайдеров". Кстати, отмечает он, в развитых странах концентрация науки в мегаполисах и промышленных зонах в ущерб монопродуктовым и сельскохозяйственным территориям имела место в начале 80-х годов ХХ в. И именно в эти годы было признано необходимым проведение государственной политики, направленной на выравнивание уровней научно-технического развития регионов. Главный итог общезначим - производство следует за наукой.
Трудно не согласиться с мнением автора, сделавшим такой вывод: поворот государственной политики в сторону малонаукоемких регионов необходим и в нашей стране!

КОРЕПАНОВ Евгений Николаевич, - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН.


Магомедсалам МАГОМЕДОВ

Региональные особенности воспроизводства и использования трудового потенциала

В статье рассматриваются сущность и основные элементы категории и трудовой потенциал, типология российских регионов по условиям его формирования, региональные различия результативности использования трудового потенциала, приводятся основные демографические показатели по шести группам регионов, различающихся тенденциями воспроизводства населения, ранжирования укрупненных групп регионов по показателям экономической активности населения, уровня занятости, безработицы и напряженности рынка труда, сравнительная характеристика показателей уровня жизни населения по укрупненным группам регионов.

МАГОМЕДОВ Магомедсалам Магомедалиевич, - доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и социологии труда Дагестанского государственного университета (г. Махачкала).


Александр ФЕДОТОВ

Инвестиции и динамика экономического роста в федеральных округах

Статья посвящена анализу наиболее тяжких последствие инвестиционного кризиса - деградации основного капитала в стране, исследованию взаимосвязи между динамикой ВВП и инвестиционной активностью, промышленной динамикой и инвестициями в федеральных округах.
Автор считает: несмотря на некоторый прирост объема инвестиций, достигнутый в 1999 2001гг., в России пока не создана цивилизованная модель воспроизводства основного капитала, как предпосылка устойчивого экономического роста. Работа иллюстрирована рядом таблиц, демонстрирующих соотношение на федеральном уровне инвестиций в основной капитал, стоимости основных фондов и ввода в действие основных фондов, содержащих другие данные по рассматриваемой теме.

ФЕДОТОВ Александр Александрович, - кандидат экономических наук, заведующий сектором региональных макроэкономических и инвестиционных проблем Института экономики РАН.

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Анатолий БАРКОВСКИЙ

Барьеры и резервы многостороннего экономического сотрудничества стран СНГ

Статья посвящена анализу трудностей интеграционного процесса стран содружества на межгосударственной основе, которые вызваны, по мнению автора, различиями в степени развитости экономики отдельных государств, скоротечностью и во многом стихийностью процессов размежевания, разнонаправленностью политических и хозяйственных интересов руководящих элит бывших союзных республик в первоначальный пореформенный период, а также рядом других существенных причин. В работе сформулированы определяющие факторы формирования моделей внешнеэкономических связей стран Содружества, прогнозируется положение России в мире к 2015 году, пути преодоления барьеров развития стран СНГ и внешнеэкономическая политика России по отношению к ним в начале наступившего века.

БАРКОВСКИЙ Анатолий Николаевич, - доктор экономических наук, заместитель директора Центра внешнеэкономических исследований РАН.


Вячеслав СМИРНОВ, Виктор РОГОВ

Экспортный потенциал России: состояние и пути преобразования

Рассматривая проблемы развития экспортного потенциала страны, авторы подчеркивают его приоритетное направление: придание его структуре новых качественных характеристик, и, прежде всего, существенного повышения в экспорте доли конкурентоспособных готовых изделий - главным образом продукции наукоемких производств.
В статье также анализируется опасность отрыва российского экспорта от магистральных направлений развития мировой торговли, аргументируется необходимость перестройки товарной структуры экспорта, высказывается мнение о том, как ее следует проводить.
Авторы сомневаются в том, что непосредственным следствием присоединения России к ВТО станут в ближайшей перспективе ее массированный прорыв на мировые рынки готовой продукции и избавление от дискриминации на внешних рынках.
В то же время они считают возможным и необходимым направление острия промышленной структурной и научно-технической политики государства на создание условий для прорыва в сферу новейших технологий с целью обновления экономики, повышения ее конкурентоспособности и укрепления позиций страны в международном разделении труда.

СМИРНОВ Вячеслав Павлович, - кандидат экономических наук, заведующий сектором Центра внешнеэкономических исследований РАН.
РОГОВ Виктор Васильевич, - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований РАН.